А про свою жизнь до переломного момента, когда мы узнали, что сын заболел, я могу вообще рассказывать часами. Совсем юной я жила в Грузии, видела горные реки, о которых много слышала. О том, какие они бывают бурные, неукротимые и непредсказуемые. И вот как-то на мосту смотрю я на маленькую речушку - вернее, мне показалось даже, что это и не речка вовсе, а так, ниточка воды, - и говорю, смеясь, дяде:
- Вот это вы и называете бушующим, неподвластным, неукротимым и непредсказуемым? Это что, та самая страшная река?
- Э, подожди, гого. Вот скоро начнут сходить воды с гор, и тогда ты увидишь всю мощь этой реки.
И я увидела! К чему это я? Моя жизнь напоминает мне эту речку. Вот она, тихая и спокойная, течет себе медленно, и, глядя на нее, начинаешь засыпать. Как будто убаюкивает она тебя. И вдруг, неожиданно, в один момент, это вялая речка меняет свой стиль, и ты стоишь, совершенно оглушенный таким поворотом. Так и моя жизнь - то она успокаивает тебя тем, что «в Багдаде все спокойно», и ты совсем расслабился от того, что тебе хорошо и так будет всегда. То вдруг, в одну секунду, наваливается огромный валун, и ты стоишь, прибитый им к берегу, и не понимаешь, что делать дальше.
В нашей жизни мы прошли практически все пути испытаний. Голод – это было страшно, когда ты, мать, не можешь накормить досыта своих детей, и от понимания того, что не все в твоей власти, становилось еще хуже. Холод – когда твои дети, плача, говорят, что им так холодно, и ты собираешь всех в кучу, прижимаешь их и пытаешься отдать все свое тепло своим четырем детишкам. И злишься на себя за то, что ты такая маленькая и худенькая и поэтому не можешь накрыть их своим телом и греть. Был снос дома. Это, на тот момент, казалось мне самым страшным испытанием в моей жизни. Даже страшнее надругательства над моим телом. Помню, когда от нашего дома остались «рожки да ножки», в окружении своих совсем маленьких детей, воздев руки к небу, и устремив взгляд вверх, я изрекла:
- Господь мой, я больше не могу. Это было самым страшным испытанием в моей жизни, больше я не вынесу. Пожалей меня или скажи, что Ты хочешь от меня? Что еще ждет меня впереди? Мы уже прошли все Твои испытания. Знай, что бОльшего я не выдержу.
И да, на несколько лет наша жизнь стала тихой и размеренной, и я уверовала в то, что теперь-то уж мы точно все прошли, и можно вздохнуть спокойно. Но у Бога свои планы. И этот план воплотился в жизнь 20 сентября 2012 года.
«У вашего сына лейкоз», - и с этого момента вся наша дальнейшая жизнь понеслась с такой силой, которой позавидовала бы та грузинская речушка.
Когда сын уходил, я все время была рядом с ним в реанимации, страха не было. И в тот самый момент, когда я увидела, что все попытки врачей реанимировать его не увенчались успехом, в моем мозгу четко и ясно вспыхнуло решение – я должна вернуться сюда, в этот город, в эту клинику, в это отделение к этим врачам. Зачем мне это надо было, и почему я так решила – спроси меня кто в это время, я сама бы удивилась и не смогла бы ответить. Просто я чувствовала - мне надо, и все. Сидя на кухне в съемной квартире в Астане, со своей семьей – мужем и детьми – в ожидании дня, когда мы можем отвезти сына в Алматы, я рассказала им о своем решении. И мне было страшно услышать категоричный ответ: нет. Но в ответ я услышала: делай, как считаешь нужным, мы с тобой и поддержим тебя. Безграничная благодарность разлилась по всему телу!
И вот, после похорон, на третий день я села в поезд и поехала в Астану, навстречу своей новой жизни. Не имея образования, опыта работы в таких местах, я поехала туда, куда звала меня душа и душа моего сына. Как будто он говорил: Мама, Ваше место там, возвращайтесь. С тех пор и работаю на «поле битвы» моего сына.
Не было ни одного дня, чтобы в моей душе появилось чувство сожаления или разочарования. Наоборот, с каждым днем я чувствую и ощущаю огромный прилив сил и колоссальное желание всегда быть там, где я нужна, и с теми, кто мне нужен. Так и началась моя жизнь «после».
Периода горевания и страдания, плача и желания умереть от того, что сын умер, у меня не было. С корабля на бал, если можно так сказать. Каждое утро я иду на работу с чувством огромной радости. Почему? А потому что там моя жизнь! С каждым пациентом я говорю так, как говорила со своим сыном. И все, что я делаю сейчас в отделении, - это то, что хотела бы сделать своему сыну. Концерты, экскурсии, подарки на праздники и просто любовь. Обычная человеческая любовь, которой нам всем не хватает. У меня нет заготовленных фраз для беседы, и порой я совершенно не знаю, о чем буду говорить. И буду ли говорить вообще. Может быть, зайду и обниму, и мы помолчим тихонько. А может быть, будем говорить часами напролет обо всем. Я очень люблю слушать. Слушать истории жизни. Когда они мне рассказывают о себе, начинаешь глубже понимать. И я учусь, каждый день учусь у этих людей, настоящих Героев. Учусь любить, ценить и благодарить. Поэтому еще большой вопрос, кто кому, собственно, помогает.
Добрые и отзывчивые, или наоборот? Скорее добрые. Нет, однозначно добрые и отзывчивые, и это я вижу каждый день. Каждый день меня потрясают и восхищают люди, которые готовы по первому зову броситься на помощь, невзирая ни на что. Совершенно незнакомые люди, просто услышав просьбу, помогают и творят Чудеса.
За эти два с половиной года, как жизнь наша сделала крутой поворот, у меня появилось столько друзей, сколько не появилось бы, не будь этого лейкоза. И это правда. Дети порой шутят: ма, есть ли на карте мира место, где не было бы Ваших друзей? А мой друг Ерлан, уезжая в очередную командировку, с удивлением обнаруживает, что и в тот город, куда он едет, мне что-то нужно отправить или передать. И так всегда. Как-то друзья предложили: заведи себе карту мира и отмечай каждый день, вернее, заставляй друзей отмечаться на этой карте о своих передвижениях. Тогда тебе не придется каждый раз писать посты с просьбой откликнуться тех, кто летит в тот город, который тебе нужен. Вот и думаю, может, правда, так и сделать?
Как-то был такой случай. Это происходило еще в декабре 2012 года, когда я носилась по всей Астане с документами на квоту. Города я не знала, а приходилось одновременно оказаться в нескольких местах. Поэтому пользовалась такси. И был в таксопарке один таксист, который после двух-трех поездок начал меня раздражать. Он все время ругался и возмущался, был недоволен своей жизнью. Виноваты были все - и жена, и дети, и соседи, и родственники. Нудил и нудил. Я особо в разговор не вступала, дабы сохранять спокойствие. Только время от времени кивала в такт головой и произносила слова, типа «Да вы что? Надо же? Как же так?» Мне этот водитель напоминал таксиста из фильма «Брат», помните? Так вот, однажды, я вызвала такси, и приехал именно он. Увидев его, я мысленно собралась с силами, села и приготовилась слушать очередные жалобы. Все так и было. Он жаловался, а я кивала. Мне кажется, я начала уже привыкать к его болтовне. И тут, на какой-то улице, вижу, впереди едет автобус, мы медленно следуем за ней (был сильный гололед). Автобус останавливается на остановке, мы позади. Открываются двери. Выходят люди, и одна девушка при выходе поскальзывается и падает прямо под автобус. Я широко открыла глаза и оцепенела от ужаса. Стала представлять, что будет дальше. Никто не помогал ей встать, в душе я возмущалась: как же так, люди, она же упала, может быть, она что-то себе сломала, помогите ей! Вдруг вижу боковым зрением, что кто-то слева от нашей машины бежит, подбегает к девушке, поднимает ее и ведет ее, куда бы вы думали? К машине, в которой сижу я. И тут я с удивлением обнаруживаю, что ведет ее мой таксист. Когда он успел выскочить, ведь все это произошло в считанные минуты? Таксист открывает дверь и просит, робко так:
- Пожалуйста, я знаю, что вы очень торопитесь, и я не вправе отнимать у вас время, вы же мой клиент, и вы оплачиваете мне почасовой. Но этой девушке нужна помощь. Можно, я сначала вас отвезу, а потом ее?
Конечно же, как я могла сказать «нет». Мы усадили девушку в машину, по дороге он оставил меня там, куда мне надо было, заверив, что скоро вернется, а сам понесся с ней в больницу. Потом он приехал и начал так искренне меня благодарить за то, что я не стала возмущаться и требовать от него выполнения своих обязательств. Потом рассказал, как много слов благодарности выражала эта девушка в мой адрес. И знаете, с той минуты, как я увидела человека, который постоянно надоедал мне своим нытьем, и от которого я заведомо не ждала ничего хорошего, в таком ракурсе – мне стало так стыдно за себя. За то, что я априори решила - он не способен на добрые поступки.
Честно, это был для меня хороший урок, и с тех пор я стараюсь видеть в людях самое хорошее, чистое и светлое. И абсолютно уверена, что в каждом из нас есть частичка света в душе, надо только дать ей возможность выйти и осветить нашу жизнь. Сейчас мы с этим водителем добрые друзья, а девушку я несколько раз видела в городе, и мы очень по-доброму беседовали.
Не стоит ходить за три моря, чтобы познать истину и набраться добродетелей. Достаточно заглянуть внутрь себя, посмотреть вокруг и почувствовать сердцем то, что не скрыть за семью печатями - Истину, простую истину о том, что, обладая глубоким состраданием, мы избавимся от эгоизма, обиды, гнева, зависти и злости. Ничего не происходит просто так в этой жизни.
Может быть, это прозвучит кощунственно, но я благодарна Богу за то, что Он нам посылает. Да-да! Я благодарна за все, что было, есть и будет. Как бы мы могли узнать о том, что бывает на этом свете? Как бы могли понять, что этот мир сосредоточен не только на нас и нашей проблеме? Я пытаюсь избавиться от эгоизма, который мне так мешает, и поэтому всегда благодарю, что у меня есть такая необыкновенная возможность позаботиться о других, с помощью своего личного опыта. Не испытав, не узнала бы, что значит боль и страдания, голод и холод, что значит смерть. Каждый раз жизнь встряхивает нас, и показывает - не только вы страдаете и радуетесь. Оглянитесь вокруг, сколько в мире людей, которым нужна помощь. И если у меня есть возможность помогать тем, чем могу я сейчас, имея такой уникальный опыт, почему же не делать этого? Я хочу научиться сострадать и научиться радоваться за других.
Я безгранично люблю свою работу, люблю и уважаю докторов, которые когда-то боролись вместе с нами за жизнь, делая все возможное и невозможное. А вот когда я слышу нелестные слова в адрес своих врачей, куда только девается все мое мягкосердечие и уважительный тон в отношении оскорбляющих и не доверяющих? Правда, на это есть всегда один ответ – посмотрите на меня. Будь мои врачи недостойными и такими ужасными, как вы их описываете, могла бы я после смерти сына переступить порог клиники, да еще работать с ними бок о бок? Конечно, нет. Но я работаю, работала и дай Бог, буду работать. А все потому, что они лучшие.
Когда видишь, как много вокруг людей, готовых прийти на помощь, не раздумывая. Когда видишь, как друзья, одноклассники, сограждане протягивают сильную руку и подставляют крепкое плечо - это вдохновляет и трогает до глубины души.
Истории, истории, истории... Их так много, и у каждой свой смысл. Любая ситуация приводит нас к размышлениям и последующим выводам. Наша с сыном история много мне дала.
Откройте свои сердца, впустите туда любовь и сострадание, и тогда вы почувствуете, насколько жизнь прекрасна. Насколько она полна яркими красками. Вы обретете истинное удовлетворение от того, что кого-то сделали хоть чуть-чуть счастливее!
Я поняла. Мало того, что я совсем не умею мало говорить, так я еще не умею мало писать. Что вы будете со всем этим делать, я не знаю. И совсем не уверена, что на всех этих листах ответила хоть на один ваш вопрос. Это какой-то кошмар, но это факт. Факт, что ни на один ваш вопрос я не могу ответить кратко. Это же целая жизнь)))). Каждому ответу на ваши вопросы я могу уделить часа два-три, и этого, думаю, будет мало )))
Миссия моя и цель моя? Даже не знаю. Что есть цель и что есть миссия? Знаю только, что я безумно счастлива тем, что со мной происходит. Я безумно люблю свою жизнь, такую, какая она у меня есть. Я счастлива от того, что являюсь матерью своих детей, которые каждый день меня чему-то учат. Один Амирам столько мне дал, такой опыт, которому не выучишься и за сотни жизней. Я счастлива от осознания своей нужности. Кто бы мог подумать, что на пятом десятке жизни можно так резко изменить ее, жизнь.