Дети

«Дай сдачи»: буллинг в школе, насилие в семье и соцсети. Почему дети 21 века уходят так рано? Интервью с Дианой Ерлан

В гостях: Диана Ерлан — депутат Маслихата города Алматы, внештатный советник акима города Алматы, региональный уполномоченный по правам защиты детей, а также любящая мать четверых детей.  

Ведущая интервью: Оксана Шоканова — соучредитель Pandaland.kz.  

Видеозапись интервью уже доступна на YouTube: 

 


— Диана — большой кладезь информации о том, что происходит у нас в городе когда дело касается детей. Поэтому сегодня я пригласила ее на разговор о недавних событиях, с которыми, к сожалению, мы, горожане города Алматы, столкнулись. Несколько недель назад нас потрясли два суицида, о которых стало широко известно.
 

От редакции Panda:

16 сентября 2024 года в Алматы случилась трагедия: две ученицы седьмого класса гимназии №25 покончили жизнь самоубийством, спрыгнув с крыши девятиэтажного жилого дома. Это известие стало настоящим шоком для всех. Выражаем искренние соболезнования семьям погибших.  


Но сколько я себя помню, статистика в Казахстане касательно детского суицида всегда была печальной. Диана, расскажи, какой сейчас тренд последних пяти лет — улучшение или ухудшение (ред. ситуации). Если у тебя есть данные за какое-то время, дай их, пожалуйста.

 — Спасибо большое, Оксана, за приглашение. Да, действительно, согласно статистике МВД, за 2023 год у нас 141 случай суицида по Казахстану, за 2024 год — 137. Если говорить о городе Алматы, то за 2023 год — 9 случаев, и за 9 месяцев текущего года уже 13 случаев суицида среди несовершеннолетних. 

Я бы хотела отметить, что основными причинами суицида среди детей является одиночество, отношения со сверстниками, родственниками и буллинг. В последнее время, в современном мире, конечно же, социальные сети играют не меньшую роль в эмоциональном состоянии ребенка. И это, безусловно, влияет на суицидальное настроение несовершеннолетних. 

В связи с этим на прошлой неделе под председательством государственного секретаря Қарина Ерлана Тынымбаевича было проведено совещание по кибербезопасности. 

Я бы хотела отметить, что Министерством культуры и информации (МКИ) только в этом году было выявлено 22 факта распространения информации, пропагандирующей суицид среди несовершеннолетних, — 19 из них в итоге были заблокированы, — 157 фактов распространения информации, пропагандирующей насилие, — по итогам работы 57 интернет-порталов из них были ограничены, остальным высланы предупреждающие уведомления. 

На прошлой неделе, в связи с недавними событиями, МКИ также связались с представителями Meta и Telegram по удалению определенных групп с определенными названиями, которые вовлекают детей в такие (суицидальные) настроения. 

 — То есть, к сожалению, как мы видим сейчас, статистика ухудшается. Я согласна, что соцсети, их интеграция в наше общество достаточно высокая, особенно если сравнивать с другими странами. Но если раньше причинами суицидов, как мне лично казалось, были бытовые проблемы, например, бедность, родители-алкоголики, неблагополучные семьи, то сейчас все иначе. Почему этот случай (прим. с ученицами гимназии №25) вообще потряс всю Алмату? Потому что эти девочки из благополучных полных семей, всё вроде бы нормально, но что-то пошло не так. 

Конечно, для каждого родителя это большая трагедия. Сразу возникает вопрос: «Что делать?» Но прежде я бы хотела с тобой все-таки глубже обсудить причины. Не говорить конкретно об этом случае, а в общем. Так как у тебя больше опыта, ты видишь каждый кейс, присутствуешь, разбираешь — можно ли выделить 3-4 основные причины?

 — Я с тобой полностью согласна, если раньше мы говорили о суициде и приравнивали его в какой-то степени к неблагополучной или неполной семье, социальному статусу, уязвимости, то сейчас прямой корреляции нет. Она отсутствует. И поэтому говорить о том, что суицид случается только в неблагополучных семьях, мы сегодня не можем совсем. Это в первую очередь чувство одиночества у ребенка и эмоциональная составляющая.

 — Чувство одиночества — это, грубо говоря, значит, что ребенок чувствует, что он один, что он не нужен обществу, не нужен семье? Значит, он получил какие-то негативные сигналы «ты не такой»? 

 — Возможен буллинг в школе, возможен буллинг дома — это мы не исключаем. В том числе буллинг в обществе. Когда у ребенка нет определенного тыла, где он все-таки хороший, — будем называть это так, — где он чувствует себя спокойно, то да — его эмоциональное состояние нестабильно, и он более подвержен различного рода настроениям, в том числе и суицидальным. 

 — Я с тобой соглашусь. Несмотря на то, что мои дети учатся в частной школе, мы периодически сталкиваемся с буллингом, даже с учетом того, что в школе есть контроль, есть инструменты и протокол. Такое ощущение, что у нас до сих пор есть романтизация силы. В классе среди мальчиков кто-то должен быть сильным и подчинить остальных. Мне кажется, у нас это самый распространенный вид буллинга — «кто главный?». 

«Учись постоять за себя» — нормально ли вообще в современном мире учить детей давать сдачи? То есть, если мы этому учим детей, значит общество у нас достаточно агрессивное. Мы (прим. речь идет про детей Оксаны) столкнулись с серьезным буллингом и насилием в третьем классе среди мальчиков в частной школе.

 — Здесь, я считаю, должна быть работа со всех сторон. Не только со стороны родителей или системы образования. Для того, чтобы помочь ребенку, мы рассматриваем это комплексно. 

В первую очередь идет система образования. Безусловно, психологи, классные руководители, заместители по воспитательной части должны смотреть за эмоциональным состоянием учащихся. Какие методы предприняты в этой части: со следующего года — января 2025 — в каждой школе должно быть такое количество психологов, которое соответствует расчету — 1 психолог на 500 детей. 

Пару дней назад я была в школе, где 1400 детей на полторы ставки психолога, чего, безусловно, недостаточно для качественного психологического сопровождения ребенка. Поэтому мы, в частности город Алматы, работаем над этим. И с января 2025 года мы верим, что в каждой государственной школе на 1-го психолога будет приходиться 500 детей.  

Также летом, в связи со вступлением в силу закона по обеспечению прав женщин и безопасности детей, был создан Центр психологической поддержки во всех регионах Казахстана.
 

От редакции:

15 апреля 2024 года в силу вступил Закон Республики Казахстан № 72-VIII ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей».  


Данный Центр будет курировать школьных психологов, обучать их. Если образуется какая-то проблема в школе, то десантом высаживаться в эту школу и работать в ней. Также, заниматься методическим обучением психологов, сопровождением детей. В Центр можно приходить по обращению, причем не только детям, но и родителям. Подразумевается, что Центр замкнет на себе координацию всех психологов города. 

Третий момент, конечно же, нужно научить детей — и мы над этим работаем уже несколько лет, — чтобы в случае проблем они обращались в контакт-центр по номеру 111. 
 

От редакции Panda:

Контакт-центр Службы 111 оказывает всестороннюю поддержку по вопросам семьи, защиты прав женщин и детей, а также помогает предотвращать серьезные бытовые проблемы. 


Если вы заметили, что ребёнок оставлен без присмотра или находится в опасности, либо узнали о случаях насилия, жестокого обращения или нарушения его прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите об этом по номеру «111»!

Кстати говоря, во всех учреждениях образования и здравоохранения города Алматы есть плакаты на двух языках — казахском и русском — с номером контакт-центра 111, о том, что туда можно обращаться. Также были выпущены видеоролики на эту тему. 

Пользуясь случаем, я бы хотела попросить читателей: если вдруг вы заметили, что в школе, садике или в поликлинике нет данного плаката, можно написать мне в директ — мы обязательно проведем работу! 

За этот год в контакт-центр 111 уже поступило около 75 тысяч звонков от детей и взрослых. Из них примерно 1200 касались суицидальных мыслей. Они были изучены и отправлены в регионы. Если звонок идет из города Алматы, то он отправляется мне и уполномоченным государственным органам.  

И еще, касательно буллинга, помимо обучения психологов, также в этом году в пилотном режиме внедряется финская антибуллинговая система, которая признана одной из лучших в мире. 
 

От редакции Panda:

Здесь упоминается антибуллинговая система под названием KiVa (Kiusamisvaba), которая направлена на уменьшение травли в школах. Она включает действия и руководства как для предупреждения травли, так и решения проблемы. 


Эту научно-обоснованную программу разработали ученые Университета Турку по заказу и при поддержке Министерства культуры и образования Франции в 2007 году. В том же году уровень издевательств в школах Франции снизился на 40%. Сейчас эта программа используется в более чем 20 странах мира. 

Сейчас в пилотном режиме 100 школ по Казахстану проходят опробирование. Со следующего года в этой системе будут 1500 школ. Более того, с сентября 2024 года во все школы были внедрены уроки личной безопасности — всего 130 уроков, над которыми весь прошлый год работали Уполномоченный по правам ребенка в Казахстане совместно с Комитетом по охране прав детей.

Нам кажется, что психологи, Центры поддержки, контакт-центр 111, KiVa и другие предпринятые меры должны в комплексе помочь системе образования своевременно выявлять буллинг и суицидальные настроения. Потому что, к сожалению, сейчас школьные психологи либо не выявляют такие настроения, либо, если выявляют, не знают, что с этим делать. А если говорить открыто, некоторые вообще утаивают данные факты. Для этого и был создан Центр поддержки, который должен все это координировать.

Наше общество должно быть толерантно к детям, которые сами обращаются и говорят о своей проблеме. Мы, наоборот, должны это поощрять.

 — Получается, у нас в стране сейчас идет активная работа по выявлению буллинга. Слава богу, мы уже признали, что буллинг — это ненормально. Можно своих детей уже НЕ учить давать сдачи. 

Как ты думаешь, насколько социальные сети, мода на аниме, из-за которой все сейчас переживают, романтизация суицида влияют на ребенка, и если влияют, то на что бы ты советовала родителям сделать фокус контроля? 

 — Как мы с тобой отметили ранее, интернет в целом оказывает огромное влияние на детей. Поэтому, я бы посоветовала родителям проконсультировать детей о том, что не стоит делиться личной информацией в социальных сетях — геолокацией, адресами, личными данными членов семьи. 

Также, я бы порекомендовала родителям еженедельно мониторить социальные сети детей: их профили, кто у них в друзьях, на кого они подписаны, с кем взаимодействуют. Если среди них (прим. аккаунтов, на которые подписаны дети) есть анонимные профили или аккаунты с картинками, на которых изображены иероглифы, непонятные для вас символы, то, возможно, стоит их поглубже изучить, просмотреть, побеседовать о них с ребенком. 

И вообще доверительные беседы с детьми необходимы, потому что роль родителя в жизни ребенка огромна, она основная. 

В-третьих, Комитет по охране прав детей распространил информацию, согласно которой родители должны обращать внимание на такие группы в Telegram, «ВКонтакте» и TikTok, как «Красный дельфин», «Млечный путь», «Тихий дом» и так далее. Тоже самое касается литературы 16+ и 18+. 
 

От редакции Panda:

Среди опасных групп в Telegram, «ВКонтакте» и TikTok также были обозначены: «Синий кит», «Разбуди меня в 4:20», «Море китов», «U19», «F57», «F58», «Беги или умри», «Киты плывут вверх», «Рина», «Ня.пока», «50 дней до моего…», «Союз нервных клеток», «Honey moon», «Союз ян».


 — То есть такие игры, как «Красный дельфин» и им подобные, действительно существуют? Это уже проверенная информация?

 — Они есть, и их огромное количество на самом деле. Поэтому Комитет по охране прав детей рекомендует обратить внимание на интересы детей в сети. 

Среди литературы 16+ и 18+: «Пока не погаснет последний фонарь», «Начало после конца» и другие книги с довольно депрессивными, несколько неоднозначными названиями. Хотелось бы, чтобы литературу родители мониторили в том числе. Дети покупают ее онлайн, она в свободном доступе.

Учителя в школе не имеют возможности вовлекаться в личное пространство ребенка, родители в полной мере могут это делать. Более того, никто не отменял родительский контроль в iOS и Android. По мере возможности, конечно, хотелось бы, чтобы родители были в курсе того, что делает их ребенок в сети.

 — Вернемся к буллингу. Я забыла добавить, что недавно один из моих сотрудников решил забрать ребенка из школы. Ребенок маленький — второй или третий класс. На вопрос: «Почему?» — он говорит: «Есть один мальчик в классе, он затерроризировал всех». Я спрашиваю, почему с этим не работает учитель, сотрудник отвечает: «Я подошел к учителю вчера, рассказываю, что этот мальчик снова терроризировал моего сына, на что учительница говорит, что уже не знает, что делать». А после педагог показывает переписку, где мама этого мальчика пишет: «Он завтра в школу не придет, я его побила». 

Таить не будем, у нас случаются случаи насилия в семьях. Об этом мы тоже давно говорим. Какие еще дополнительные меры акимат будет предпринимать и что делать в случаях, если учитель видит, что мама избивает ребенка? 

 — Если учитель видит такое, она должна обратиться к директору школы и участковому инспектору по делам несовершеннолетних. Кстати говоря, со стороны МВД и Комитета по охране прав детей предложили вернуть школьных инспекторов. Потому что на данный момент один инспектор курирует несколько школ. Это тоже влияет на качество его работы. Если инспектор будет закреплен за определенной школой, правопорядок будет лучше соблюдаться.  

Со стороны здравоохранения также есть алгоритм действия для выявления семей в тяжелой жизненной ситуации, в том числе, если дети находятся в небезопасной обстановке. Это в основном ложится на плечи медсестер и участковых врачей, которые выезжают на дом и видят обстановку в нем. 

Также, в таких ситуациях следует обратиться по номеру 111 или к директору школы. Директору же необходимо поработать с психологом, пригласить родителей в школу и отработать. 

 — Большое спасибо, Диана. Суммируя сейчас, мы выявили несколько комплексных причин, которые подталкивают, к сожалению, подростков и детей к суициду. Причины номер один — это одиночество, семейные отношения, буллинг и большое влияние социальных сетей. 

Хочется, чтобы наше общество стало более позитивным. Чтобы при встрече мы как минимум здоровались. За этим стоит большая мысль — когда ты здороваешься с человеком, ты признаешь, что он есть, что он существует, что он важен, что он нужен в этом мире.  

Давно читала книгу американского психолога, где он рассказывал, чему самому важному мы должны научить своих детей. Как ты думаешь, чему?

— Доброте?

— В том числе, но самое главное — позитивному мировоззрению. Если мы будем позитивно смотреть на мир, все подобные (прим. негативные) влияния будут отходить на задний план.  
 

Напоминанием! Если вы видите, что ребенку угрожает опасность, он не находится в безопасной среде, либо семья пребывает в тяжелой жизненной ситуации, у нас есть контакт-центр 111, по которому можно обращаться в любое время суток. 

Также, если вы родитель и видите, что ваш или чужой ребенок столкнулся с буллингом, обратитесь к классному руководителю и директору. Кроме того, вы можете напрямую написать в Instagram или Facebook Диане Ерлан или обратиться в Центр психологической поддержки.  

 

Автор — Александра Виноградова

Сегодня читают

Сегодня читают

Топовые новости

×