Моя история

1 ЖЕНЩИНА = 1 ЛОШАДЬ

Всколыхнувший, в прошлом году, Интернет видеоролик о краже невесты в Казахстане вызвал однозначно негативную реакцию как внутри
1 ЖЕНЩИНА = 1 ЛОШАДЬ
Всколыхнувший, в прошлом году, Интернет видеоролик о краже невесты в Казахстане вызвал однозначно негативную реакцию как внутри
1 ЖЕНЩИНА = 1 ЛОШАДЬ
Всколыхнувший, в прошлом году, Интернет видеоролик о краже невесты в Казахстане вызвал однозначно негативную реакцию как внутри
26.06.2015, 11:50
Изменено: 16.04.2024, 08:07

Всколыхнувший, в прошлом году, Интернет видеоролик о краже невесты в Казахстане вызвал однозначно негативную реакцию как внутри страны, так и вне ее. И если на отечественных форумах проскальзывали слабые попытки перевести это в плоскость национальных традиций, то на внешних подобные «варварские обычаи» были воспринято резко отрицательно.

Мне понятны попытки некоторых групп населения отстоять исконно казахские традиции предков, так как традиции наших предков-кочевников складывались на протяжении веков, а может быть даже тысячелетий, адаптируя нормы жизни и поведения под естественный гармоничный с природой образ жизни. Они - предки знали, что любые противоречия с природой она не простит и просто сотрет их самих и потомков с лица земли.

Суровый кочевой быт и отсутствие элементарных санитарно-гигиенических условий, а также кровавые битвы, где погибала большая часть мужчин-воинов, диктовала свои суровые законы выживания.

Главным негласным законом был Закон сохранения рода и скота. Только род гарантировал преемственность и передачу генетического кода, и восполнение мужской рабочей и воинской силы. Согласно этому закону, женщина была главной воспроизводящей силой и соответственно ценным «товаром», который обменивался на скот (калым) с другими родами во избежание инбридинга (близкородственное скрещивание) для освежения крови рода. Причем за одну женщину давали немало голов скота, даже если жених был не очень богат, но буквального обмена (1 женщина – 1 лошадь) не было. Женщина «стоила» больше.

А те, кто не мог заплатить калым или родственники невесты были враждебно настроены против жениха решались на кражу невесты. По степным законам, украденная девушка считала позором вернуться в дом родителей, а семья жениха возмещала моральный и физический ущерб  семье невесты. В некоторых случаях, все же, братья невесты избивали жениха, оскорбляли его родичей и забирали ее обратно домой. Иногда, это переходило в длительное враждебное противостояние.

Так как степные законы были не писаны, то степень наказания и величина ущерба в каждом конкретном случае обговаривалась при помощи местных медиаторов – биев или старейшин рода. Их решение имело силу закона. И так на протяжении сотен лет.

Несмотря на эти «варварские» на взгляд европейца законы, нация выжила и сохранила огромную территорию для своих потомков, которых к началу 20 века насчитывалось около 3 миллионов.

Революционный 20-й век кардинально изменил образ жизни казахов-кочевников и практически мгновенно (по сравнению с периодом с момента возникновения человечества) превратил их из странствующих скотоводов в оседлую нацию, уровень грамотности которой подпрыгнул от 2% (согласно Переписи населения Российской империи 1897) до практически 100% сегодня. При этом количество женщин с дипломами о высшем образовании превышает количество мужчин.

В таком просвещенном сообществе, женщина не может быть товаром, а только равноправным членом социума. И посему, подобные обычаи являются устаревшими и их экстремальные проявления переведены в рамки Уголовного Кодекса РК, где за подобные деяния светит от 5 до 8 лет заключения, если невеста или ее родственники предъявят судебный иск. Но подобных исков очень мало, так как, в большинстве случаев, это просто разыгранная постановка с включенной в нее интригой с целью романтизации процесса женитьбы или в связи с возникшими противоречиями между женихом и семьей невесты.

Попытки моих соотечественников оправдать реальную кражу невест казахскими традициями терпит крах перед простыми аргументами здравого смысла. Во-первых, мы живем в 21 веке – веке постиндустриальном и должны жить по его новейшим законам равенства рас, полов, языка, вероисповедания и права свободного выбора партнера, профессии, места проживания. Во-вторых, казахи уже практически как сто лет забыли свои основные навыки кочевников и разъезжают на авто вместо лошадей, живут в многоэтажках и на праздниках пьют чуждые кочевникам алкогольные напитки. В-третьих, образование девочек, также, как и мальчиков является обязательным и на это выделяются огромные государственные ресурсы.  Далее могут быть в-пятых, десятых и т.д. Но главное, что даже первых 3-х аргументов достаточно, чтобы перестать применять традиции наших кочевых предков в эпоху нанотехнологий.

Но одной из причин, которая требует пристального внимания общественности, это инфантильность местного сообщества.  Вместо того, чтобы заработать на свадьбу и с достоинством добиваться и сосватать невесту может быть в более поздние сроки, молодые мужчины, решаются на подобные шаги, и их семьи поддерживают их в совершении группового преступления.

В этой связи, государственные органы и общественные организации должны задуматься о работе с молодежью, которая будет жить в 21 веке и укреплять государственность молодой страны.

Пришло время создавать новые традиции современного казахстанского общества, в основе которых будут заложены принципы толерантности и уважения к личности. И демонстрировать это миру на практике.


... Обычаи относительны. То, что привычно сегодня,

может стать отвратительным завтра.

Иар Эльтеррус. Серый меч


Menu
×