Мода и стиль

«Носить красиво, носить с гордостью»: как национальный казахский колорит покорил мировую моду

Январь 2024 года ознаменовался ярким событием в мире высокой моды: в роскошных интерьерах парижского дворца Shangri-La прошел «Oriental Fashion Show». Основанный в 2004 году, этот показ стал первым в истории, посвященным моде от-кутюр в восточном стиле. 

В этом году особое место на подиуме заняли казахстанские женщины-дизайнеры. Их коллекции, вдохновленные богатым национальным достоянием своей страны, произвели фурор на международной арене. Этот факт стал свидетельством растущего интереса мировой фэшн-индустрии к этническим мотивам и уникальным культурным кодам. 
 

Казахские орнаменты в коллекциях мировых модных домов 


В эпоху стандартизированной моды люди стремятся выделиться, подчеркнуть свою индивидуальность. Этнические мотивы предлагают богатую палитру образов, не похожих на другие. 

Хинд Жудар, основательница «Oriental Fashion Show», отмечает, что европейская мода часто черпает вдохновение в странах Центральной Азии. По ее словам, восточная культура является неисчерпаемым источником вдохновения для дизайнеров, и многие тенденции в их сфере родились именно благодаря этому региону.

Традиционные казахские орнаменты несут глубокий смысл, который передается через узоры и формы. Важная особенность заключается в их сакральности. 

 — Орнамент — это оберег. Его нельзя переворачивать, он имеет строгие правила нанесения. Например, узор табан — это след верблюда, который когда-то наносили на вход в юрту, чтобы защитить жилище от злых духов, — рассказывает Зефира, основательница казахстанского бренда одежды Zefi.   

Сегодня элементы национального тюркского колорита все чаще можно заметить в образах мировых модных домов.

Например, на показе кутюрной коллекции осень-зима 2020/21, который проходил на Сене, модели Оливье Рустена, руководителя дизайнерского дома Balmain, были одеты в платья, украшенные орнаментами.

Бренд Gucci также не остался в стороне от этого тренда, используя стилизованный орнамент для отделки пиджаков в одной из своих мужских коллекций.

В весеннем сезоне 2022 года в образах дома Etro легко прослеживались крупные серьги, напоминающие классические сырға. 

И это лишь малая часть примеров. 
 

Как зарождаются казахстанские бренды одежды сегодня


Создание одежды с этническими мотивами в Казахстане находит все больше последователей. Одной из таких стала Зефира Джангазиева, основательница бренда Zefi, делающая в своей работе ставку на стильные кардиганы и жилеты, украшенные тюркскими орнаментами. 

В интервью Panda Зефира поделилась историей о том, почему лично она решила сосредоточиться на казахской аутентичности в своих коллекциях: 

 — Почему орнаменты? Потому что это наш этнический код, который хочется сохранить. Более того, сейчас это мировой тренд. Я изучаю моду и вижу, что европейские дизайнеры очень активно используют наши тюркские орнаменты в своих коллекциях. И нам, живя в Казахстане, просто грех не наносить их на одежду — носить красиво, носить с гордостью. 

Выбор кардиганов в качестве основного продукта бренда Zefi не случаен. Зефира делится, что вдохновили ее на это два национальных элемента одежды — чапан и камзол.

Традиция дарения чапана у казахов всегда была неотъемлемой частью культуры. Он символизировал уважение, почет и согласно своду законов «Жеті жарғы» ценился настолько высоко, что его могли взыскать за штраф наравне с лошадью. 

Камзол играл важную роль в социальной жизни кочевников — по его крою, цвету и узорам можно было определить возраст и семейное положение девушки.  

Чапан и камзол не стесняли движения во время верховой езды, защищали от ветра, холода и жары. Зефира решила вернуть их в повседневный гардероб казахстанцев, адаптировав под современные тенденции. 

Девушка рассказывает, как начинала свой путь:

— Я очень любила вязать спицами. Изначально это были обычные трикотажные изделия. Потом появилась бытовая швейная машинка, после — промышленная. Сейчас мое хобби уже выросло в успешный востребованный бизнес.  

Несмотря на то, что все начиналось с простого увлечения, сегодня у ее бренда уже несколько магазинов в Астане и Алматы, а продукция представлена на выставках в разных городах Казахстана. 

 — Очень много наших изделий дарят иностранным гостям. Это тоже очень радует, — делится дизайнер.
 

Как дизайнеры продвигают культурное наследие Казахстана в мир


Еще в 2021 году генеральный продюсер Kazakhstan Fashion Week Саят Досыбаев прокомментировал 29-й сезон национальной недели моды:  

«Это первая национальная неделя моды и, хочу заметить, международная. Когда мы начинали, казахстанских дизайнеров можно было пересчитать по пальцам. В 2004 году вся неделя моды состояла только из показов международных звезд. На ней было представлено всего три наших дизайнера. Сейчас мы особо не упрашиваем иностранных дизайнеров приехать, просто потому, что у нас много отечественных создателей индустрии моды, которые создают свои уникальные модели одежды». 

Важно отметить, что этнический стиль в коллекциях наших дизайнеров отражает не только погоню за популярными веяниями и попытку выделиться, но и заявление казахского народа о себе. 

Например, Наргиз Курмангазина, основательница бренда «Он жеті», специализирующегося на украшениях в аутентичном стиле, делится своим мнением: 

«В определенные периоды нашей истории, например, во времена Советского Союза, многим людям приходилось «не выделяться». И соответствовать навязанным идеям о том, как должны выглядеть наши народы. Это заставило нас думать, что национальную одежду и украшения нужно носить только по праздникам. Хотя можно всё это носить и в повседневной жизни».

Зефира, говоря о миссии своего бренда Zefi, заявляет:

— Моя цель — сделать так, чтобы молодое поколение уже с осознанного возраста могло ярко заявлять: «Я из Казахстана». 

И с радостью отмечает, что молодежь активно интересуется сохранением и популяризацией культурного наследия страны. Зефира убеждена, что изучение традиций своего народа является нашим неоспоримым долгом. 

 — В этом есть сила, — добавляет она. 

Дизайнер также поделилась трогательной историей о том, как часто в ее магазин приходят матери с дочерьми, готовящимися к отъезду в европейские страны для обучения. Зачастую, женщины выбирают для своих дочерей кардиганы с особым орнаментом. 

 — Для меня это очень приятно. Когда родители начнут прививать детям любовь к своей истории, тогда о нашем Казахстане будут знать как о развитой стране.

Слова казахстанского дизайнера Ханум Айдаш точно отражают роль моды в современном мире:  

«Будучи людьми культуры, мы, художники, модельеры, знакомим мир с нашей страной, открываем другим народам наше наследие. Мы рассказываем о нашей истории, нашей культуре, в общем о том, кто мы такие…. Производим впечатление нашим искусством и творчеством».


Сегодня, когда Казахстан все чаще упоминается на зарубежных показах, это звучит особенно актуально.

Жанар Сарсенова, директор по развитию казахстанского бренда повседневной одежды АРМАН, с сожалением отмечает, что в настоящее время отечественным производителям сложно соперничать с популярными брендами в плане дизайна, качества и ценовой политики. Это связано с нехваткой квалифицированных кадров и высокой стоимостью рабочей силы. 

И тем не менее, благодаря нашим талантливым модельерам, тюркские мотивы все чаще появляются в коллекциях ведущих кутюрье. 

Показ на «Oriental Fashion Show» стал ярким подтверждением этого. Посол Казахстана во Франции Гульсара Арыстанкулова высоко оценила вклад дизайнеров в продвижение национальной культуры и пожелала им дальнейших успехов. 

Будущее казахстанской моды обещает быть ярким.  
 

Автор — Александра Виноградова 

Сегодня читают

Сегодня читают

Топовые новости

×