Родительство

Позитивное родительство: как надо и как не надо воспитывать детей

Как реагировать так, чтобы не сломать его уверенность в себе, но при этом научить дисциплине?

Родители часто сталкиваются с ситуациями, когда ребенок не слушается, капризничает или ведет себя «неправильно». Как реагировать так, чтобы не сломать его уверенность в себе, но при этом научить дисциплине?  Ответ – позитивное воспитание, которое основано на уважении, любви и четких границах.

Что такое позитивное родительство?

Позитивное воспитание – это стиль взаимодействия с детьми, который избегает наказаний, унижения и криков, но при этом учит ответственности, самоконтролю и эмоциональной осознанности. Этот подход основывается на исследованиях ведущих психологов, включая Даниэля Сигела, Джейн Нельсен и Альфреда Адлера.
 

Даниэль Сигел, нейропсихолог, утверждает: «Дети, которых воспитывают с уважением, лучше понимают свои эмоции и эффективнее взаимодействуют с окружающими».

Джейн Нельсен, автор метода «Позитивная дисциплина», пишет: «Дисциплина должна быть доброй и твердой одновременно. Только так ребенок учится уважать и себя, и других».

Альфред Адлер, основатель индивидуальной психологии, подчеркивал: «Ребенок нуждается в ощущении значимости и принадлежности. Если он этого не получает, его поведение становится проблемным».

Но как применять эти принципы в жизни? Давайте разберем примеры “Как надо” и “Как не надо” в воспитании.

1. Когда ребенок не слушается


Как не надо: «Я сказала убраться в комнате, немедленно! Иначе будешь наказан!»
Как надо: «Я понимаю, что ты устал/не хочешь, но давай договоримся: сначала убираем, потом играем».

➡️ Почему?
Жесткие приказы вызывают сопротивление, а дружеские договоренности учат ответственности.
 

Джейн Нельсен: «Дети учатся самодисциплине, когда они чувствуют свою значимость в процессе».


2. Когда ребенок расстроен или плачет

Как не надо: «Перестань ныть! Это ерунда!»
Как надо: «Я вижу, что тебе грустно. Хочешь рассказать, что случилось?»

➡️ Почему?
Отрицание эмоций учит ребенка их подавлять, а поддержка помогает справляться с чувствами.
 

Даниэль Сигел: «Когда родители признают эмоции ребенка, его мозг учится саморегуляции».

3. Когда ребенок сделал что-то неправильно


Как не надо: «Ты всегда все портишь! Что с тобой не так?»
Как надо: «Это не лучший поступок. Давай обсудим, как можно исправить ситуацию».

➡️ Почему?
Критика личности подрывает самооценку. Лучше обсуждать конкретный поступок и пути решения.

 Альфред Адлер: «Ребенок не плохой, но его поведение может быть неправильным. Разделяйте личность и поступки».

 

4. Когда ребенок не хочет что-то делать

Как не надо: «Делай, что сказано, и без разговоров!»
Как надо: «Давай подумаем, как сделать это веселее» (например, уборку можно превратить в игру).

➡️ Почему?
Принуждение вызывает протест, а игровой подход мотивирует.

Джейн Нельсен: «Дети гораздо охотнее сотрудничают, если чувствуют себя частью процесса».

5. Когда ребенок злится или кричит


Как не надо: «Прекрати немедленно, или я тебя накажу!»
Как надо: «Ты сейчас очень злишься. Давай попробуем успокоиться вместе».

➡️ Почему?
Дети учатся управлять эмоциями, наблюдая за взрослыми. Если мы реагируем спокойно, они тоже учатся справляться со злостью.

Даниэль Сигел: «Эмоциональное воспитание – это ключ к развитию самоконтроля у ребенка».

 

Позитивное воспитание – это не про вседозволенность, а про доверие, уважение и создание безопасных границ для ребенка. Применяя советы ведущих психологов, родители могут вырастить детей уверенными, счастливыми и готовыми к жизни.

 

Сегодня читают

Pandaland  

Pandaland

Сегодня читают

Топовые новости

×