Покупая продукты в магазине, мы зачастую затрудняемся в выборе: богатое разнообразие вгоняет в ступор и заставляет по несколько раз изучать этикетки на товарах. Но не вся информация, размещенная на них, является достоверной. Давайте разбираться, какие маркетинговые уловки производителей принуждают нас совершать лишние траты и приобретать не совсем полезную продукцию.
Название: ингредиенты, отсутствующие в продукте
По факту, производитель не лжет: в колбасе «Говяжьей» могут быть 2-3% говяжьего мяса, но остальной состав содержит мясо, пропущенное через пресс (это может быть птица, состоящая из обрезков и остатков). Такой продукт употреблять в пищу как-то неприятно. А хлеб «цельнозерновой» может выпекаться из муки первого сорта, но сам цельнозерновой состав там будет минимален.
Постная продукция
Любители горького шоколада, макарон, белого, черного хлеба знают, что эти продукты сами по себе относятся к постным, и маркировка «Подходит для поста», указанная на них – просто ловкий маркетинговый ход. А вот некоторые товары, хоть и носят стикер «Постные», едва ли могут таковыми быть. К примеру, мармеладки, сделанные из желатина, а не растительного агар-агара.
ПАВ (поверхностно-активные вещества)
Без ПАВ не обходится практически ни одна бытовая химия, и, хотя они довольно-таки опасны, так как вызывают кожное раздражение, производители предпочитают скрывать этот факт. Самые вредоносные вещества, содержащиеся в продукции чистящих средств, пишутся настолько крошечным шрифтом и на самом незаметном месте емкости, что прочесть их практически невозможно.
Продукты для детей
Маркетологи не дремлют: чтобы побудить покупателей приобретать продукты питания с большим желанием, они маркируют их как «детские», а значит, почти безвредные. Такие товары могут отрисовываться с мультяшными героями и называться как «Малышок», «Детка» и т. д. Несмотря на весьма безобидные названия, они содержат в себе просто-таки ужасающие ингредиенты, опасные не только для детей, но и для взрослых: фосфаты, глутамат натрия, огромное количество сахара и маргарина.
Межгосударственный стандарт (ГОСТ)
Сегодня межгосударственные стандарты стали настоящей находкой для хитрых маркетологов: известно, что ГОСТы несколько смягчили или переписали, и теперь производители «ловят» покупателей этой фишкой. К примеру, любимое всеми сгущенное молоко раньше не должно было содержать в себе растительные жиры, но теперь, согласно новым правилам, в составе современной сгущенки они вполне допускаются.
«Не содержит холестерин»
Обычно во всех продуктах животного происхождения содержится холестерин, а писать на упаковке с растительным маслом «Не содержит холестерин» вообще нелогично, так как он и не должен в нем быть. Это опять-таки уловки маркетологов, заставляющие покупателей платить сверх меры за «чуть более» полезную продукцию.
Манипуляторные названия
Производители идут на хитрость, называя продукцию «Молоко домашнее», «Деревенский хлеб», «Бабушкина радость» и т. д., как бы намекая, что вся эта красота приготовлена исключительно из натуральных компонентов, да и в целом создана с любовью к нам, покупателям. Однако наименование товара – далеко не гарантия истинно «бабушкиного и деревенского» качества и вкуса. Молоко такое же пастеризованное, а ярко-желтые желтки куриных яиц якобы из «деревни» не говорят о достойных условиях содержания птицы, им в корм могут добавлять красителесодержащие ингредиенты.
Витаминный состав
Витамины и микроэлементы уже содержатся во многих продуктах питания, и нет смысла указывать их на этикетке, как нечто необычное. Стать более полезными они не смогут, но переплатить за этот ход умных маркетологов, вероятно, придется. Согласитесь, на нас, покупателей, магическим образом действуют слова «с высоким содержанием витаминов» или «обновленный витаминный состав», и мы готовы даже заплатить чуть больше, чем обычно.
Жирность
Обезжиренные продукты чаще создаются более сладкими, чтобы сохранялись их вкусовые качества. А пониженное содержание жиров – не обязательное условие для некоторых продуктов, к примеру, какао-порошок должен быть жирностью 15% (не менее), так как без какао-масла, он превратится в пищевой суррогат.
«Не содержит сахар»
Нет сахара, но зато есть вероятность, что его заменила фруктоза, сладкий сироп или, что еще ужаснее, аспартам. Их содержание может быть настолько высоким, что лучше уж бы производитель добавил в продукт натуральный сахар. Добавляя аспартам, производитель обязан об этом писать на этикетке – его нельзя употреблять людям, страдающим фенилкетонурией.
Стикер «ЭКО»
Настоящие эко-продукты должны продаваться только с соответствующим сертификатом, который подтверждает их качество и соблюдение стандартов. Правда, это правило применяется не во всех странах-производителях, поэтому они могут размещать на своих весьма посредственных продуктах стикер «ЭКО» и увеличивать цены на них.