Психология

Как спасти подростка от суицида?

Как спасти подростка от суицида?
Как спасти подростка от суицида?

В 2019 году ряд СМИ распространил страшные данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК о детских суицидах. Согласно им, в прошлом году в стране было зарегистрировано 180 фактов суицида среди несовершеннолетних.

121 мальчик и 59 девочек добровольно ушли из жизни, потеряв к ней интерес. Кто-то оставил предсмертную записку, в которой объяснил причины своего страшного поступка, а кто-то не успел, тем самым дав возможность виновным уйти от ответственности.

Редакция pandaland.kz разбиралась, что мешает тинейджерам радоваться жизни и почему взрослые не всегда могут уберечь их от роковой ошибки. Все точки над «i» расставила семейный психолог Виктория Старожилова.

Чужая душа - потёмки?

- Принято считать, что основными причинами подростковых самоубийств являются неразделённая любовь, ссоры с родителями и буллинг. Вы разделяете это мнение, как психолог с многолетним стажем работы?

- Не в полной мере. На мой взгляд, главной причиной детских суицидов является одиночество и чувство отвержения, когда подросток не находит себе место в социуме (семье, школе, дворе). Он ощущает себя не нужным, не понятым и не принятым,  поэтому и не видит смысла жить дальше. То, что вы сейчас перечислили - это причинно-следственная связь, основные факторы риска, но не корень всех бед. Поверьте, можно пережить безответную первую любовь и травлю в школе, если тебе есть, кому выговориться дома и получить поддержку и защиту. А вот если в семье нет места доверию и пониманию, любви и заботе, то ребёнок остаётся один на один со своей бедой. Иногда он не в силах вынести этот неподъемный груз, и тогда в отчаянии решается на самоубийство. В тот момент ему кажется, что это единственно верный способ избавится от всех проблем раз и навсегда.

- Расскажите о своей практике работы с детьми и подростками из группы риска?

- Начну с того, что я работаю с детьми и подростками в возрасте от 7 до 16 лет, а также с взрослыми. Веду приём в своём кабинете или в частном детском центре развития «Всезнайка». Костяк моих клиентов составляют тинейджеры 10-14 лет, которые находятся в состоянии апатии и депрессии. Я помогаю им избавиться от навязчивых идей и панических мыслей, учу держать баланс, разбираться в себе и управлять эмоциями. 

- Депрессия у детей 10-14 лет? Не рановато ли для такого юного возраста?

- Это наша плата за перегибы в воспитании и подмену традиционных семейных ценностей, плюс даёт о себе знать бешеный ритм жизни с его стрессами из-за постоянной конкуренции. В год я веду минимум 10 детей с депрессией. Что касается возрастной планки, то никаких ограничений в психологии нет. Например, я работала с 8-летней девочкой, которая страдала затяжной депрессией. Она росла в обеспеченной семье, была младшим ребёнком, но чувствовала себя нежеланной, нелюбимой. Когда я спросила её: «А как давно ты чувствуешь себя лишней?», она ответила, что с тех пор, как помнит себя. Получается, с 4-5 лет! Только когда девочка несколько раз обмолвилась, что не хочет больше жить, ее родители забили тревогу.  

- Работали ли вы с подростками, которых удалось спасти после неудавшейся попытки суицида?

- Да, в настоящее время я провожу курсы психотерапии с 13-летней девочкой и 17-летним парнем, которых родные в последний момент спасли от гибели.  Объединяет их одна беда - оба в разные годы потеряли кого-то из родителей. Подросток живёт с отцом и мачехой, а девчушка- с бабушкой. Перенесенная психологическая травма со временем привела к тому, что они замкнулись в себе, отгородились от окружающего мира и как следствие - столкнулись с непониманием и отчуждением. Стали чужими среди своих, «белыми воронами». В какой-то момент подростки не выдержали гнетущего одиночества и вскрыли себе вены в ванной комнате. 

- Подростки осознали, что они чуть не совершили непоправимое?

- Да, они потом очень сожалели о своём поступке.

- А как они оказались у вас? Кто их привел?

- Подростка привела его старшая сестра, которая сама периодически обращается за консультацией к одному психологу. А вот девочку привела бабушка - она узнала от знакомых, что есть такой детский центр развития, в котором могут помочь её внучке. Сразу скажу, что это редкие случаи, когда родители обращаются за помощью к специалисту. К сожалению, многие из них стараются не выносить сор из избы и не сообщают о предотвращенных попытках суицида.

-Почему? Чего они боятся или опасаются?

- Некоторые родители замалчивают ЧП, потому что боятся огласки, осуждения окружающих. А самое главное, они боятся признаться себе, что виновны в разыгравшейся трагедии, так как упустили важные моменты в воспитании собственного чада.  

- Возвращаясь к тем двум подросткам, которых спасли. Скажите, а дома, в школе и во дворе у них всё было в порядке? Никто их не бил, не унижал, не насиловал и не шантажировал?

- Внешне всё выглядело благополучно. Никаких открытых конфликтов, бойкота, длительной вражды и криминальной подоплёки. Подростки хорошо учились в школе, отличались прилежанием, высоким интеллектом и культурой воспитания. Просто и мальчик, и девочка в пубертатном возрасте стали не коммуникабельными, у них не было близких друзей. Они не могли вживую знакомиться и общаться с ровесниками, только в соцсетях, где без проблем заводили новых приятелей и активно переписывались с ними в чатах. По сути, они жили в виртуальном мире, где по своему усмотрению меняли правила игры, общения, развлечения. Если их что-то не устраивало, то подростки просто покидали общий чат, блокировали чей-то канал и отменяли подписку на прежние аккаунты. Согласитесь, в повседневной жизни межличностные конфликты и бытовые проблемы так просто не решаются - нам приходится подстраиваться под кого-то, находить компромисс и брать на себя ответственность за неосторожно сказанное слово и необдуманный поступок. Оторванность от реального мира и погружение в виртуальное пространство и стало причиной одиночества подростков. Самое интересное, что оба они признались мне, что тянутся к ровесникам, что очень хотели бы завести себе друзей, но не могут из-за внутреннего барьера. Они всё время боятся что-то сделать не так, потерять приятелей, отсюда и ступор при знакомстве и дистанция в общении. Подросткам самим было обидно узнать, что одноклассники считают их «чуваками с гонором», то есть надменными и высокомерными эгоистами.

- Но ведь многие современные дети и подростки большую часть времени проводят за мониторами гаджетов, даже если идут гулять на улицу. Это же не доводит их до самоубийства?

- Для любого человека очень важна установка вербального, то есть живого контакта. Если подросток легко знакомится с другими ребятами и постоянно поддерживает с ними контакт, то это плюс. А если он не может дружить и при этом тяготится таким положением дел, то это минус. Соцсети- это средство коммуникации, а не саморазвития. Вот почему психологи всегда советуют родителям проговаривать с детьми состояние их дел, здоровья, учебу, хобби и проблемные вопросы. Очень важно развивать в своём чаде культуру общения, чтобы он тянулся к ровесникам, мог спокойно обсуждать с ними любые темы, совместно проводить досуг. Одним словом, развивался, взрослел и становился личностью, а не культовым персонажем компьютерных игр. К 18 годам у девушки или юноши должны быть сформированы твёрдые жизненные установки, чтобы самостоятельно начать вести взрослую жизнь.

- Скажите, родители спасенных подростков мониторили соцсети? Может, дети попали под влияние какого-нибудь деструктивного сайта наподобие печально известного «Синего кита», вот и решились на самоубийство?

- Никакой связи с деструктивными сайтами не нашлось: их дети общались в Сети с ровесниками, играли в популярные компьютерные игры, смотрели фильмы и слушали музыку. Всё как у всех. Что касается проблемы «Синего кита», то она была актуальна для России, где несколько подростков, выполняя задание админа сайта, покончили жизнь самоубийством. В Казахстане, насколько я знаю, не было зарегистрировано подобных случаев, потому что вовремя были приняты контрмеры.

- Чем психотерапия для детей отличается от подростков?

- Чем меньше возраст ребёнка, тем больше занятий проводятся в игровой форме. Детки ведь зачастую не идут сразу на контакт, с ними не поговоришь по душам, как с взрослым. А когда ты занимаешься с ним арт-терапией, то есть вместе с ним рисуешь, лепишь, плетешь что-то, то он через творческое начало открывается тебе. Так он выражает своё отношение к окружающим, своё состояние и свои пожелания. Также я практикую терапию телесного ориентирования, танце двигательную терапию, ведь с детками можно проигрывать роли, как в театре. В общении с подростками я проговариваю с ними различные ситуации, и мы совместно принимаем решение, что делать дальше. Окончательный выбор остаётся за ними. Пример: мальчика во дворе третируют ровесники. Они постоянно смеются над ним, унижают и оскорбляют. Так вот я учу его как нужно правильно отвечать им: на едкий сарказм - тонкой иронией, на злобную ухмылку-  улыбкой. Главное - не опускаться до их уровня, но и спускать им тоже не правильно. 

Современные Ромео и Джульеты

- Вы можете описать среднестатистический портрет подростка с суицидальными наклонностями?

- Попробую. Скорее всего, это будет подросток 13-14 лет, из семьи со средним достатком, по типу темперамента- холерик, городской житель. Хочу отметить, что я ни разу не сталкивалась в своей практике с учащимися закрытых (военизированных, спортивных) или элитных учебных заведений, потому что у них развита служба поддержки учащихся. Не были у меня на приёме и дети из верующих и неблагополучных семей, так как в первом случае конфликты отцов и детей решаются согласно канонам веры, а во втором случае у пьющих родителей просто нет лишних денег на консультацию специалиста. 

- Кроме смерти родителей, какие факторы являются психотравмирующими для детей?

- Это скандальный развод родителей и насилие во всех его проявлениях - сексуальное, физическое, психологическое и моральное. Когда подростка с головой накрывает агрессия и враждебность, его вовлекают в какие-то интриги и скандалы и всё время пытаются сделать крайним, то он очень болезненно переносит это состояние. Он не может понять причин такой немотивированной агрессии, начинает чувствовать себя виновным, и не найдя выхода из тупиковой ситуации, впадает в депрессию, от которой до суицида рукой подать. 

- К каким способам самоубийства чаще всего прибегают подростки?

- В большинстве случаев  они выбирают относительно безболезненные способы суицида - вскрывают себе вены или принимают большие дозы медикаментов. Но это происходит, когда они какое-то время вынашивали мысль о самоубийстве и готовились к нему. Если же трагическое решение было принято спонтанно, в горячке и запале, например, провалил ЕНТ, то несчастный подросток уже не смотрит больно или не больно ему будет в последние секунды жизни. Он бросается с крыши или балкона многоэтажки, вешается или выпивает какие-то едкие жидкости. В очень редких случаях молодежь бросается под колеса транспортных средств и топится в водоемах.

- Чем подростковый суицид отличается от взрослого?

- Главное отличие - это демонстративность намерений, когда тинейджер пытается привлечь к себе внимание взрослых любыми способами. На самом деле он не хочет уходить из жизни, поэтому прежде чем вскрыть себе вены, отправляет родным и друзьям сообщения или звонит им в надежде, что они прибегут и спасут его. Иногда этот приём срабатывает, а иногда нет.

- По каждому факту суицида полиция проводит досудебное расследование по статье УК РК «Доведение до самоубийства». А если ребёнка спасают в последнюю минуту, то кто занимается им, какой гос орган?

- Сложный вопрос. Понимаете, в советские времена любого гражданина, пытавшегося свести счеты с жизнью, автоматически ставили на диспансерный учёт в местную психиатрическую больницу. Сейчас такое строгое правило не действует. Человека могут отправить в психдиспансер только в случае его добровольного согласия или если он представляет для окружающих и самого себя реальную угрозу жизни и здоровья. Если подросток пытался покончить с собой и его спасли, то ему оказывается врачебная помощь в больнице, потом его наблюдают в местной поликлинике. Что касается принимаемых уполномоченными гос органами мер реагирования, то я не знаю точный алгоритм их действий. Знаю лишь, что если инцидент получил широкую огласку в СМИ и Интернет-ресурсах, то к проблеме сразу же подключаются Минздрав, Минобразования, полиция, органы опеки и попечительства, акимат и т.д.

- Какие тревожные звоночки в поведении ребёнка должны настораживать родителей? На что им нужно обратить внимание?

- Родителям нужно обратить внимание на снижение социальной активности ребёнка, когда он не получает прежнего удовольствия от игр или хобби, у него нарушена концентрация внимания, снижена память, нарушен сон, изменился аппетит. У него тихий голос, потухший взгляд, он часто плачет тайком и перестал следить за своим внешним видом. А уж если подросток стал посещать сомнительные сайты, слушать меланхолическую музыку и говорить о смерти, то необходимо обсудить с ним его состояние в доверительной форме и обратиться за консультацией к психологу.

- Если у подростка 14-16 лет возникла проблема, которую он не может обсудить с родными, то куда он может обратиться? 

- Насколько я знаю подросток, у которого возникла серьёзная проблема, может позвонить по горячей линии 150 - это телефон доверия для детей и подростков -  или написать в Фейсбуке детскому омбудсмену. Его родные могут обратиться в: 

  • Комитет по охране прав детей Минобразования и науки
  • кризисный центр
  • детский фонд ООН 
  • частный детский центр развития

Если речь идет о посягательствах на половую неприкосновенность, здоровье и жизнь, то прямиком в отделы ювенальной полиции или Управление полиции своего района. Другое дело, что многие ребята и их родители не знают о существовании таких телефонов доверия, организаций и ведомств.  В целом, в нашей стране не развита детская психологическая служба, из-за этого подрастающее поколение остается один на один со своей бедой. Посмотрите- не во всех общеобразовательных учебных заведениях есть штатные должности детских психологов. Мы работаем или в медучреждениях или в частных образовательных центрах. 

- Сколько стоят услуги частных психологов? Как долго длится курс психотерапии?

- Час работы семейного психолога варьируется от 6 до 10 тысяч тенге. Продолжительность курса терапии составляет от одного до трёх месяцев, затем следует реабилитация. Курс подбирается индивидуально, в зависимости от психоэмоционального состояния ребёнка. Кому-то из маленьких пациентов достаточно одного приёма в неделю, кому-то два. Важно, чтобы вместе с детьми психотерапию проходили и их родители. Но это в идеале, в реальности же многие родители отказываются от совместного прохождения курса под любыми предлогами. 

- Просто в нашей стране, в отличие от Запада, не принято посещать семейных психологов. Все проблемные вопросы решаются внутри ячейки общества. К тому же, где гарантии, что кризисная ситуация разрешится и вас не отправят потом к психиатру?

- Вот-вот. Большинство граждан до сих пор относятся к психологам, как к представителям карательных органов. На первом приёме некоторые родители спрашивают: « А ничего, что мы обратились к вам? Вы же не пропишите нашим детям антидепрессанты и не отправите к психиатру?» Приходится им объяснять различия в работе психологов, психотерапевтов, психоаналитиков и психиатров, и убеждать, что я не имею права назначать клиентам психотропные препараты и ставить диагнозы.  

-  Стоит ли доверять рекламным объявлениям в Интернете, в которых предлагаются услуги психологов? 

- Я советую родителям не вестись на рекламу, в которой им обещают за короткое время решить все их семейные проблемы и скорректировать поведенческую модель ребёнка. Запомните, психокоррекция проводится с особыми детками, у которых явно выражены ментальные нарушения. Это больные аутизмом, синдромом Дауна и прочими генетическими и психическими заболеваниями. Специалисты высокого класса не делают себе рекламы, потому что они не испытывают недостатка в клиентуре. К ним обращаются по рекомендации или через хороших знакомых. Если вы видите, что с вашим ребенком происходит что-то неладное, то ищите практикующего психолога, который индивидуально подберет курс терапии и будет заниматься с ним по классическим методикам. Ищите клинического психолога или детского психиатра, как вариант - детского психоаналитика.

 

Интервью записано Жанар Кусановой 

Фото: depositphotos.com

Menu