09.07.2015 15:21

ДВОРЫ АЛМАТЫ. И ТЕОРИЯ РАЗБИТЫХ ОКОН НАОБОРОТ

Алматинцы возвращают южной столице статус города-сада. Причем делают это на голом энтузиазме, просто, потому что любят место, где они родились и понимают, что большой мир начинается прямо за порогом своей квартиры. А еще работает теория разбит

Алматинцы возвращают южной столице статус города-сада. Причем делают это на голом энтузиазме, просто, потому что любят место, где они родились и понимают, что большой мир начинается прямо за порогом своей квартиры. А еще работает теория разбитых окон - признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. И, наоборот – ухоженный, скажем, двор «воспитывает» жителей домов и действует на их желание созидать и обустраивать свою жизнь и жизнь своего города.


Строить свои примитивные клумбы Людмила Матвеева начала лет десять назад. Денег у пенсионерки не было, жила на четвертом этаже, воду таскала в ведрах, в ход для посадок шли подручные средства. Соседи тогда крутили пальцем у виска, мол чего старухе не сидится на ободранной скамейке у подъезда.

- Многие, кто считал меня сумасшедшей, сейчас тоже разбили под своими окнами палисадники, навесили шаров, бантиков с игрушками, тоже захотелось славы, - улыбается тетя Люда.


А она и, правда, звезда СМИ и соцсетей, потому что была первой, кто начал заботиться об общем дворе в одиночку.

- Для меня это стало спасением, я потеряла дочь, вместе с не родившимся внуком, родни у меня здесь нет, друзей тоже, вот и решила украсить двор для чужих детей. Мне было жалко, что им негде гулять.



Сегодня палисадники тети Люды – любимое место сбора местной ребятни, и если по началу они пытались унести что-то домой, то теперь помогают с поливом, сами несут игрушки, цветы, камешки и ракушки.

- Одна только проблема с поливом, никак КСК не дает мне брать воду из подвала. Но добрые люди купили шланг и теперь мне не надо носить ведра с четвертого этажа.

Айгерим Самбетовой тоже удалось в одиночку увлечь садовым искусством весь двор, хотя по профессии она технолог.


- Я видела, как на моих глазах, когда-то шумный и зеленый двор гибнет, благо жила на первом этаже и под окном был участок земли. Как смогли с сестрой и с детьми вскопали его, удалили сорняки, высадили клумбы, потом украсили их фонарями на солнечных батареях. Это, конечно, не ландшафтный дизайн, но глаз радует все равно.



Очень скоро клумбы стали появляться и под другими окнами, соседи начали обмениваться опытом, растениями, дети вставали в очередь на полив. Айгерим и ее сестра пошли дальше и создали в соцсетях группу садоводов.

Милане Мухиной с соседями не так повезло - они не то, что не желали озеленять общие участки под окнами, но всячески пытались запретить это.

- Когда мы переехали в наш дом, у меня начали подрастать двое сыновей, играть им было просто негде, детской площадки тут не  было, под окнами ездили машины. Когда я попыталась перегородить дорогу, отменить стоянки и начать оформлять участок, меня восприняли в штыки. Мне говорили, что со своим уставом в чужой монастырь не приходят, и если годами пролегала под окнами дорога, а в саду выгуливали собак и кошек, значит так нужно.


Но Милана упорно продолжала работать, заменила землю, высадила цветы, деревья, укрепила и украсила корнями спуски, выложила дорожки  камнями, установила малые архитектурные формы. Противники, конечно, пытались втихую дергать цветы, таскать гномов и уточек и  плевать с балконов окурки, но с каждым годом их становилось все меньше и меньше.


- Слез было пролито не мало, я никак не понимала, почему люди так противятся красоте, но вода камень точит, вскоре мои цветы стали появляться на чужих участках. Я обижалась, что их воруют у меня, но потом люди перестали это делать, начали выдумывать свой дизайн, соревноваться друг с другом. У меня на это ушло девять лет, теперь я взялась за другие участки, потому что не могу уже остановиться, вижу, как  мое увлечение помогает мне и людям вокруг, мы становимся ближе, когда заботимся о земле, на которой живем.


Сейчас этот двор – местная достопримечательность, сюда  приходят, как в музей, почти под каждым окном свое произведение искусства

А вот двором Анны Шелеповой теперь восхищаются даже за пределами Казахстана. За несколько лет здесь на абсолютно голом месте силами простых жителей была построена профессиональная спортивная площадка.

- Началось все три года назад, у нас с мужем подрастал сын, которому негде было играть в хоккей зимой. Сначала мы просто сами заливали площадку, потом на свои деньги начали строить устанавливать сетку, бортики. Мы потратили в общей сложности больше ста тысяч тенге, просто уже не могли остановиться и хотели довести дело до конца.



Когда во дворе стала вырисовываться площадка, соседи стали проявлять активность, кто-то нес стройматериалы, кто-то деньги,  даже пенсионеры вкладывали свои сто тенге.

- Мы все понимаем, что двор – это место, где растут наши дети, где они должны общаться, развиваться. Сейчас в общей сложности с помощью всех жильцов и спонсоров сюда было вложено  уже пять миллионов тенге. Теперь на этой площадке тренируются сотни детей, работают 8 тренеров по ОФП, хоккею, бенди фигурному катанию, роликовому спорту, футболу. Больше десяти детей после тренировок на этой площадке ушли в профессиональный спорт, а ведь до этого родители даже не догадывались, что у их сыновой и дочерей есть к этому способности. Сюда приходит много подростков из неблагополучных и малообеспеченных семей, двери открыты для всех, им стали помогать, хотя раньше и не знали об их существовании. Площадка объединила команду из 12 волонтеров, мы создали общественный фонд и теперь ездим по Казахстану и по миру и делится своим опытом.  Теперь мы объединились с общественным движением Площадки детям. Этим летом в Казахстане появится 60 отреконструированных и новых дворов


 В планах волонтеров открывать такие дворы и площадки по всей стране, не дожидаясь помощи властей. На базе этой площадки вырастает целый социальный бизнес, когда люди начинают не просить деньги, а зарабатывать их. Здесь планируют создать выездные бригады тренеров,  открывать передвижное кафе с горячими напитками. Но самое главное, что двор наконец-то ожил и в нем снова слышен шум детских голосов.


- Мы для себя поняли, что все возможно, главное захотеть. Конечно, такие проекты отнимают много времени, сил, нервов, но когда ты видишь, как дети увлечены и заняты, они развиваются, а не сидят дома у компьютеров, забываешь обо всех трудностях.


Все эти люди вряд ли войдут в глобальную историю, да они к этому и не стремятся. Для них важно не быть равнодушными и  заботу о своей земле начинать с себя. Но одно я знаю точно – соседские дети будут помнить об этих людях  всегда,  потому что они  первыми  возродили дух прежних дружных дворов, без которого нет  настоящего детства.  



Поделиться