Воспитание

Дети и деньги: азы финансовой грамотности

Дети и деньги: азы финансовой грамотности
Дети и деньги: азы финансовой грамотности

Школьная программа безнадежно отстает от современной жизни. Меняются времена, усовершенствуются технологии, а детям по-прежнему дают теоретические знания, которые редко находят применение на практике. Химия до атомов, биология до молекул… А вот финансовую грамотность, которая необходима во взрослой жизни постоянно,  по-прежнему игнорируют. Выход один – необходимо родителям учить детей азам финансовой грамотности.

 

Чем раньше ребенок научится правильно распоряжаться деньгами, тем проще ему будет во взрослой жизни. А для этого ему необходимо помочь.

1. Тема денег не должна быть запретной. Обсуждение бюджета и финансов при ребенке – это нормально. Еще лучше, когда вы со ссылкой на семейный бюджет объясняете ребенку, почему не можете купить игрушку, которую он внезапно захотел, в этом месяце. Так он научится азам планирования. Уходить в другую крайность и обсуждать размер зарплаты родителей с ребенком не стоит, но откуда берутся деньги и на что они ежемесячно расходуются, ему знать не помешает. 

2. Многие родители задаются вопросом, давать ли карманные деньги, и если давать, то когда начинать это делать. Психологи советуют начинать давать регулярно (раз в неделю или месяц) небольшие суммы ребенку, начиная с 6-7 лет. Если ребенок время от времени ходит в магазин за продуктами, не забывает брать сдачу, покупает все то, что ему поручили, значит, он вполне готов к карманным деньгам.  

Если на первых порах ребенок тратит свои деньги только на то, что хочет, годам к 14 он уже не должен просить дополнительно деньги на оплату своего телефона, подарки друзьям или походы с ними в кино, а оплачивать свои расходы своими деньгами. Так он сможет научиться планировать бюджет.

3. Другой вопрос, волнующий родителей, – сколько давать карманных денег. Сумма определяется исходя из вашего бюджета и... здравого смысла. Специалисты считают, что в вопросе карманных денег главное не сумма, а регулярность, с которой их выдают. Малышам лучше выдавать деньги раз в неделю, детям постарше – раз в месяц.

4. Научите ребенка основам обращения с деньгами. Объясните, что нельзя рассказывать всем и каждому, насколько крупную сумму ему удалось накопить, а тем более носить накопленные деньги в школу.

5. Нельзя запрещать ребенку тратить карманные деньги по его усмотрению или ругать за совершенные покупки. Тотальный контроль порождает страх и неуверенность, и ребенок чувствует, что деньги ему не принадлежат. Но пускать все его расходы на самотек, тоже нельзя. Здесь важен баланс. 

Если ребенок собирается что-то купить и говорит вам об этом, можно обсудить с ним целесообразность покупки или качество товара. Если ваши доводы его не останавливают, дайте ему возможность совершить покупку и убедиться в правоте ваших слов. Это называется опыт. Возможно, первые самостоятельные покупки будут не очень удачными, зато дадут ребенку возможность научиться анализировать и нести ответственность за принятые решения. 

6. При неудачной покупке слова «я же говорила/говорил» – это табу. Ребенок должен знать, что он может обсуждать с родителями важные для него вопросы и получать поддержку, а не осуждение. 

7. Если ребенок мечтает о какой-то крупной вещи, не покупайте ее сразу же, а дайте возможность накопить. Так он поймет, что все достижимо, и на собственном опыте убедится, как даже небольшие, но постоянные действия приводят к исполнению мечты.

8. Уже неоднократно говорилось о том, что платить за хорошие оценки – плохая идея. У ребенка нарушается мотивация, и он начинает учиться не ради получения и усвоения новых знаний, а ради получения денег. Если все же у вас есть желание порадовать ребенка за успехи в учебе деньгами, сделайте это неожиданно и в конце года в качестве подведения итогов, а не как стимулирование к учебе. 

Единственное, за что психологи советуют платить, так это за прочитанные книги детям 7-8 лет, при условии, что они не любят читать. К сожалению, большинство детей все свободное время проводят за гаджетами и совершенно не хотят читать. Заведите читательский дневник, в котором ребенок будет записывать имя автора, название книги, имена героев, основной сюжет. Так он научится излагать свои мысли и лучше запоминать прочитанное. Обсудите с ним сюжет книги, его впечатления, что понравилось, а что нет и почему. Со временем ребенок втянется в чтение, и оплачивать прочитанные книги не придется.

9. Платить за помощь по хозяйству тоже не рекомендуется. Семья – это команда, у каждого члена которой есть свои обязанности. Вам же никто не платит за приготовленные обеды/ужины. НО! Если у вашего подростка золотые руки, и он может починить подтекающий кран или заменить сломавшееся бра, за такие работы заплатить стоит. Вам бы все равно пришлось вызывать сантехника или электрика и платить им. 

Если ребенок часто сидит с младшим братом или сестрой, не стоит оставлять такую помощь без внимания, необходимо поощрить его покупкой игрушки или еще чего-то, о чем он давно мечтал.

10. Нельзя забирать у подростка все заработанные деньги в семейный бюджет. Если материальное положение семьи сложное, пусть он сам решит, какую сумму готов отдавать. В конце концов, взрослые люди – это вы, и именно вы должны находить возможности обеспечивать детей, а не наоборот. Если в семье нет проблем с финансами, будет достаточно, если подросток с зарплаты принесет всем угощение, а младшим братьям/сестрам игрушки. Стремление порадовать близких – отличное качество, и оно очень пригодится во взрослой жизни. 

11. Нельзя наказывать ребенка лишением карманных денег. Карманные деньги необходимы в качестве основы финансовой грамотности, а не как способ манипулировать поведением ребенка. Если ребенок что-то сломал, он может оплатить покупку новой вещи или ремонт из своих денег, но это не повод – полностью лишать его карманных денег.

12. Если возникли финансовые трудности, можно привлечь в семейный бюджет деньги ребенка, но только с его согласия. Так он почувствует свою сопричастность к решению проблемы и значимость своих накоплений. Естественно, детские деньги должны быть возвращены при первой возможности. 

Кроме того, постарайтесь объяснить ребенку, что деньги – это средство, а не цель. В этом мире не все измеряется деньгами, и финансовое благополучие еще не гарантирует счастья и удовлетворенности жизнью. Да, деньги способны повысить качество жизни, расширить возможности, но это всего лишь инструмент, которым необходимо грамотно пользоваться.

В целом, можно чаще практиковать семейные игры, в ходе которых родители могут объяснить сложные моменты относительно бюджета и доходов и привести примеры из жизни. Об играх, помогающих овладеть основами финансовой грамотности мы писали в этой статье.

 

Что почитать

 

1. Детская энциклопедия «Деньги» (издательство «Росмэн»). В книге простым и понятным языком изложена интересная информация о деньгах. 

2. Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»

Название говорит само за себя. В книге раскрываются главные принципы успешного финансового воспитания ребенка, а также говорится о том, почему деньги не цель, а средство для достижения и сохранения независимости; почему экономить – хорошо, а копить деньги ради самих денег – плохо; что тратить необходимо с умом и в соответствии с индивидуальными возможностями и, наконец, о том, что деньги – это сила, которую можно использовать и во зло, и во благо.

Книга поможет выработать у ребенка 5-16 лет навыки обращения с деньгами и научит принимать ответственные решения.

3. Бодо Шефер «Пес по имени Мани». Книга написана бизнесменом, финансовым консультантом, что уже заслуживает внимания. Теория финансового успеха, изложенная в форме приключенческой истории, будет интересна даже малышам. 

4. Бодо Шефер «Мани, или Азбука денег». В этой книге использованы те же мысли и советы, что и в книге этого автора «Путь к финансовой независимости», но с учетом детской психологии. Мани – это говорящая собака, которая учит двенадцатилетнюю девочку обращаться с деньгами. 

5. Бодо Шефер «Кира и секрет бублика». Это продолжение серии книг о Кире и говорящем лабрадоре Мани. Кира получает долгожданную стипендию и на каникулы отправляется в Америку, где попадает в невероятные ситуации. Книга рассказывает о правилах формирования характера и будет интересна не только детям, но и взрослым.

 

Фото: usplash.com

 

 

Menu