Школьное обучение

Деньги за пятерки: главная ошибка родителей

Хорошо, если ребенку нравится учиться, он с удовольствием посещает занятия и выполняет домашние задания. Но зачастую родителям приходится бороться с низкой успеваемостью детей, и как изменить ситуацию в лучшую сторону, не всегда понятно.
Деньги за пятерки: главная ошибка родителей
Хорошо, если ребенку нравится учиться, он с удовольствием посещает занятия и выполняет домашние задания. Но зачастую родителям приходится бороться с низкой успеваемостью детей, и как изменить ситуацию в лучшую сторону, не всегда понятно.
Деньги за пятерки: главная ошибка родителей
Хорошо, если ребенку нравится учиться, он с удовольствием посещает занятия и выполняет домашние задания. Но зачастую родителям приходится бороться с низкой успеваемостью детей, и как изменить ситуацию в лучшую сторону, не всегда понятно.
06.04.2018, 04:42
Изменено: 29.03.2024, 14:57

Хорошо, если ребенку нравится учиться, он с удовольствием посещает занятия и выполняет домашние задания. Но зачастую родителям приходится бороться с низкой успеваемостью детей, и как изменить ситуацию в лучшую сторону, не всегда понятно. Многие нашли весьма неожиданный выход – материально награждать детей за хорошие оценки.  Этот довольно простой и действенный способ мотивации меняет психологию учеников: они ходят в школу, как на работу, и главная цель для них – получение «зарплаты». Такой взгляд на образование был перенят у зарубежных школ. Например, несколько лет назад в Америке детям платили за успешные результаты тестов, в Швеции и сейчас детей материально поощряют за посещение школы, а в Корее родители школьников обещают сделать своим дочках и сыновьям пластическую операцию за хорошие оценки. Мы решили разобраться, откуда взялась такая система мотивации и к чему она может привести.


Плохой пример: опыт зарубежных стран

Несколько лет назад в США был проведен опыт, когда в течение 2-х лет за хорошие оценки детям платили деньги, сумма зависела от успеваемости. Этот эксперимент был организован преподавателем Гарвардского университета Роландом Фрайером . Главная цель – узнать, будут ли дети активнее учиться и достигать бОльших успехов, если их мотивировать деньгами? В опыте участвовало 203 школы Нью-Йорка, Чикаго и Далласа. За 2 учебных года детям было «оплачено» 9,4 млн $. В Далласе второклассникам платили по 2 $ за каждую прочитанную книгу. Чтобы доказать свои успехи, дети заполняли специальные анкеты по содержанию книг. Самый активный ребенок за год заработал $80, средний результат составил 13 $.

Pandaland Image

В Нью-Йорке система коснулась четвероклассников и семиклассников. Они получали деньги, сдавая стандартные тесты по итогам занятий. За оценку хорошо платили 5-10 $, тогда как  за стопроцентный результат 25-50 $. Накопления учеников за год были более значительны: средний четвероклассник заработал за год 139 $, семиклассник - 244 $. А один из самых старательных учеников смог заработать 495 $.

В Чикаго с таким методом мотивации обратились к девятиклассникам. Их поощрение было похожим на сдельную зарплату: каждая пятерка оценивалась в 50 $, оценка «хорошо» в 35 $, и удовлетворительно в  20 $. Самый успешный участник программы за год накопил 1875 $.


Какие результаты?

Естественно, что дети были рады такой системе мотивации. Постепенно учеба превратилась в «гонки», и ученики стремились всеми способами получить лучший балл. Даже родители стали интересоваться, как много «заработал» сын/дочка. Были случаи, когда недовольные родители звонили в школу, чтобы узнать, почему в этот раз сумма меньше. Стало понятно, что и у школьников, и у родителей появился азарт, а это, как известно, ни к чему хорошему не приводит.

Участники средней и старшей школ в Чикаго и Нью-Йорке не показали лучшей успеваемости: их результаты по итоговым тестам и контрольным были такими же, как у детей, которым не платили. В Чикаго улучшилась посещаемость, но на качестве знаний это никак не сказалось. Наиболее старательными были дети из школ, расположенных в бедных районах. Единственный значительный прогресс был заметен в Далласе – у детей улучшились навыки чтения, что вполне логично.

А теперь вопрос…

Родители всегда стремятся дать своему ребенку все самое лучшее, чтобы он не ощущал недостатка в чем-либо. Неужели вы бы хотели жить в мире, где нуждающиеся дети стараются хорошо учиться ради получения хоть какой-то финансовой помощи? Или наоборот, что насчет учеников из состоятельных семей, кто не нуждается в деньгах? В данном случае таких детей буквально отталкивают от знаний, ведь им нет необходимости копить на желаемую вещь.

Оценивая этот эксперимент, можно сделать вывод, что деньги в учебе не только не дают заметных успехов, но и значительно смещают систему ценностей у подрастающего поколения.

Pandaland Image

Франция, Швеция и Корея

Метод финансовой мотивации распространен и в других странах, но это сделано несколько иначе. Например, во Франции и Швеции государство выделяет детям определенную сумму на карманные расходы, если их успеваемость удовлетворительная. В Корее к материальной системе поощрения обратились родители, причем в довольно неожиданной форме. Там настолько распространены пластические операции, что по окончанию учебного года на «отлично», старшеклассникам дарят деньги на пластику разреза век и формы носа. Цена годовых «пятерок» - от 800 $. Корейское министерство образования забило тревогу: они стали рассказывать о синдроме пластической хирургии с помощью плакатов, где изображены неудачно осуществлённые пластические операции. Но Корею настолько поглотила мечта быть идеально красивыми, что предпринятые меры оказались безрезультатными.

Pandaland Image

Мнение психологов

Покупая постоянные подарки, увеличивая карманные расходы, давая деньги за каждую «пятерку», родители лишь отталкивают детей от получения реальных знаний. Школьники должны понимать, что знания нужны им самим, а не родителям. Оплачивая «четверки» и «пятерки», вы подводите аналогию системы образования с работой. А ведь работникам платят за оказанные услуги, а школьник никому никаких услуг не оказывает.

По сути, это совершенно неверная мотивация. «Получать знания» и «получать пятерки» - это два разных пути. Мотивируя ребенка зарабатывать на пятерках, вы практически толкаете его на более легкий путь: хитрить, списывать и обманывать учителей и родителей. Вряд ли в конце года вам захочется узнать, что ребенок провалил годовой тест, потому что не знал нужную информацию, а в течение этого периода вы нахваливали его за несуществующие «успехи».

Также существует опасность, что ребенок может впасть в материальную зависимость. Вы готовы к тому, что через год ребенок попросит «награду» в два раза дороже, ведь и предметы стали намного сложнее? Возразить будет сложно, ведь это именно вы подсадили ребенка на такую систему. Тут есть о чем задуматься…

Каким должно быть правильное поощрение? В первую очередь забудьте о том, чтобы одаривать ребенка за каждую хорошую оценку. Лучше сделайте мотивацией покупку достойной вещи, которая будет интересна ребенку – например, горные лыжи, спортивный велосипед, поездка в летний лагерь и так далее. Также стоит учитывать, что можно делать небольшие подарки в течение всего учебного года, но не за полученную «пятерку», а за старания. Например, если ребенок приложил усилия, чтобы исправить плохую оценку на лучшую, или повысил общую успеваемость по предмету, по которому он отставал.

Дорогие родители, помните, что от ваших мер воспитания зависит то, каким человеком вырастет ваш ребенок - честным, любознательным и образованным или же хитрым, жадным и изворотливым. Выбирайте правильную мотивацию!

Menu
×