Воспитание

Читаем с ребенком: «Соленый снег»

И говорим про вранье, воровство и прогулы
Читаем с ребенком: «Соленый снег»
И говорим про вранье, воровство и прогулы
Читаем с ребенком: «Соленый снег»
И говорим про вранье, воровство и прогулы
09.04.2019, 12:23
Изменено: 03.04.2024, 04:15

Период адаптации к школе часто проходит еще тяжелее адаптации в саду, учитывая, что сад посещают далеко не все дети. А школа, хочешь-не хочешь, должна быть в жизни каждого ребенка. И чем ближе 1 сентября, тем страшнее всем: и детям, и родителям. Страшно все – как ребенок вольется в новый коллектив, как найдет свое место под солнцем, как сможет настроиться на учебу, как столкнется с первыми нагрузками и трудностями и как справится - не замкнется,  вынесет ли из них пользу?

Хорошо одно: не он первый, не он последний. Даже тогда, когда о прикладной психологии и речи не шло, родители находили и силы, и нужные слова. А иногда и подключали литературу, где наглядно, без лишних нравоучений проигрываются различные ситуации. «Соленый снег» Владимира Железникова – важнейшая книга, потому что очень многие ситуации показаны в ней наглядно.


Знакомство


Pandaland Image


Книга:

«Потом учительница вызвала еще нескольких ребят, а потом крикнула:

- Огоньков!

Никто не откликнулся.

- Огоньков! - громко и раздельно повторила Александра Ивановна.

Все стали оглядываться друг на друга, ища Огонькова, и тут мальчик, наш старый знакомый, спохватился и крикнул каким-то чужим голосом:

- Я Огоньков Саша! - но остался стоять рядом с мамой.

- Иди сюда, - позвала его Александра Ивановна. - Ты что, забыл свою фамилию?

Саша, не отвечая, встал в строй ребят».


Жизнь:

Момент, когда ребенок тушуется и не может даже откликнуться на собственное имя – не редкость. Если вы знаете, что малыш от природы застенчив, проговорите с ним этот момент заранее. Известны случаи, когда детей даже «теряли» во время первого урока, а они просто сидели за партой и не откликались на собственное имя.


Буллинг

Pandaland Image


Книга:

«У них в классе было пятнадцать мальчиков и четырнадцать девочек. И все девочки были одеты и причесаны совершенно одинаково. А мальчишки были не все одинаковы. У четырнадцати были коротко остриженные волосы и впереди, на лбах, чёлки, а у пятнадцатого, то есть у Саши Огонькова, была буйная, словно спутанная ветром, шевелюра.

Видно, Сашиной матери очень нравились волосы сына, и она уговорила его не стричься.

И вдруг на первой перемене один из мальчишек показал на Сашу пальцем и противным голосом закричал:

- Смотрите, смотрите, у него волосы как у девчонки! - и громко, нахально засмеялся, захохотал - так обычно хохочут актеры, когда играют злых колдунов в театре.

А все другие мальчишки, вместо того чтобы остановить этого нахала, тоже засмеялись. Саша неожиданно оказался в центре круга, и мальчишки начали его толкать, громко, нараспев кричать при этом: "Дев-чон-ка, дев-чон-ка, дев-чон-ка!" И никто не подумал за него заступиться. И даже девочки, которые до сих пор жались в углу плотной стайкой, захихикали и стали тоже тыкать в него пальцами».


Жизнь:

Поводом для буллинга в первые дни знакомства может быть что угодно: лишний или недостаточный вес, нестандартная внешность, даже «неправильный» рюкзак. Уберечь ребенка от того, что его могут дразнить невозможно. Но можно поговорить с ним об этом и попросить рассказывать если что-то пойдет не так.


Укромное место

Pandaland Image


Книга:

«Саша сидел в настоящем волшебном кресле. Хотите верьте, хотите нет, как только Саша глубоко вздохнул, тут же под ним запели старые ржавые пружины. И в первую очередь та самая главная пружина, которая протерла материю и торчала в центре сиденья. Они качнули Сашу сначала легко, робко, потом сильнее, сильнее и стремительно понесли в неизвестную радостную даль...

Это кресло было очень хитрое: во-первых, оно умело выдумывать всякие истории; во-вторых, умело успокаивать, уводить от печальных мыслей; в-третьих, его пружины умели звенеть красивые песни. А в-четвёртых - и это самое главное! - оно умело из труса в один миг делать первейшего храбреца. Это было самое-самое ценное его качество!..

Саша преобразился в один миг. Теперь это уже совсем не тот Саша, который испугался в школе мальчишек и их крика, а герой, атлет, и ему ничего не страшно...»

«-Пустые слова, - сказала бабушка. - И всё он, старый фокусник, придумал какие-то сказки, какое-то волшебное кресло, какой-то укромный уголок для Саши и - слыханное ли дело - запретил мне туда заходить. Говорит, у каждого маленького человека должен быть свой укромный уголок, и никто там не имеет права его беспокоить. Ишь чего старый выдумал!..»

Жизнь:

И мы согласны с соседом и готовы взять этот прием на вооружение. У ребенка должно быть место, где он может успокоиться, обдумать происходящее, заземлиться. Придумать обидчикам колкие ответы, вообразить себя героем или даже подремать после напряженного дня. Таким местом может стать кладовка – кто из нас там не прятался с книжкой между полок? – кровать, вигвам, купленный мамой и заваленный подушками, что угодно! Главное, чтобы он чувствовал там себя хорошо и уютно, а еще мог пригласить туда родителей – разделить с ним переживания, или сказать, чтобы никто его там не беспокоил.


Полезное питание

Pandaland Image


Книга:

«Потом прибежала бабушка, разбудила Сашу, умыла и накормила геркулесовой кашей.

Петр Петрович рассказывал Саше, что в Древней Греции такую кашу ел сам Геркулес. Правда, тогда эта каша называлась по-другому. Он ел эту кашу каждое утро и все время подымал тяжести: он мечтал быть самым сильным человеком. А потом на спортивных состязаниях Геркулес поднял быка. Тогда у него стали спрашивать, как он этого добился, и Геркулес ответил, что просто по утрам он ел кашу земли. И с тех пор овсяную кашу стали звать геркулесовой и ею кормили всех детей в Древней Греции. Обо всем этом Саша вспомнил, чтобы ему легче было съесть свою тарелку каши».

Жизнь:

Полезная еда не всегда нравится детям, но им нравятся истории, с нею связанные. Мы знаем мальчика, которого мама приучила есть брокколи, потому что в разрезе капуста похожа на деревья, и другого мальчика, полюбившего рыбные котлеты, потому что они делают его умнее. Если немного пофантазировать, даже самая унылая каша может стать полем для творчества и детских фантазий.


Вранье

Pandaland Image


Книга: «- Подумаешь, - сказал Гошка, - а я собираю марки.

Саше не хотелось упускать с таким трудом завоеванное внимание ребят, и он соврал:

- И я собираю.

Хотя он марок не собирал, а только слышал, что их собирает отец Маринки.

- Давай меняться, - обрадовался Гошка.

- Как - меняться? - не понял Саша.

- Обыкновенно, - сказал Гошка, - я тебе отдаю лишние марки, а ты мне. Это и называется "меняться".

- Давай, - согласился Саша.

- Так завтра не забудь, принеси, - сказал Гошка.

- Не забуду, - сказал Саша».


Жизнь: Чаще всего дети врут, чтобы показаться лучше в глазах сверстников. Но одно маленькое вранье ведет за собой уже ряд других не лучших поступков. Об этом хорошо изложено в книге и это можно будет обсудить с ребенком после ее прочтения. Как и вопрос авторитета – какими средствами он достигается и почему некоторые методы – не самые лучшие, как то подкуп едой, деньгами или игрушками.


Воровство

Pandaland Image


Книга:

«- Полюбуйся на своего сынка, - сказала бабушка. Он, он, он... - Бабушка заплакала. - Он украл две марки у Маринкиного отца. Влез в альбом и украл.

- Так, - сказала мама. - А откуда это стало известно?

- Сначала пришёл Маринкин папа, - ответила бабушка. - И он отказывался, нахально так отказывался, нагло. Представляешь, говорит: "Честное слово, я не брал". И я, старая дура, говорю: "Наш Саша никогда не врёт". А потом тот убежал, а он разревелся.

- Ты лгун и вор, - сказала мама. - Сейчас же собирайся, пойдём к Маринке».

Жизнь:

Маленький ребенок не в полной мере может осознавать степень тяжести своего проступка. Воровство для него, пусть неприятный, но не самый страшный эпизод. И пока родители не разъяснят почему брать чужое – плохо, он может думать, что ничего страшного не произошло. Что шоколадка в магазине, это всего лишь шоколадка в магазине, а не минус сумма из зарплаты продавца. Озвучить это – прямая родительская обязанность.


Прогулы

Pandaland Image


Книга:

«А потом Саша развернулся, чтобы идти своей дорогой, и тут на него наскочило такое настроение, такой страх перед Гошкой, перед его приставанием и дразнилками, что он просто не пошел в школу. Пускай они учат там свои "А" заглавные и "а" маленькие, "Б" заглавные и "б" маленькие, пускай они учат все остальные буквы, а он останется дурачком. Лучше быть дурачком, чем встречаться с Гошкой, с этим вредным Гошкой, которому он наобещал марки и столько из-за них перетерпел.

А в Москве для прогулок места много, и интересного в Москве очень много, столько интересного, что неизвестно, кто будет дурачком: Саша или те, кто сидит в школе...

Так он прожил целых пять дней. Приходил домой, его кормили, потом он для отвода глаз возился с тетрадями, потом всё прятал в портфель и убегал во двор. Никто с ним не разговаривал: ни мама, ни бабушка. А от Петра Петровича и от Маринки он прятался всеми правдами и неправдами».

Жизнь:

Конечно, прогуливать уроки в 21 веке намного сложнее, чем раньше – есть чаты, мобильные телефоны и встречающие у порога школы родители. Но и дети могут придумать много хитрых ходов. И не ходить на определенные уроки. И сказываться больными – да мало ли. Но нежелание ходить в школу – часто показатель проблем в ней.  Если вы осознали, что ребенок всяческими правдами и неправдами стремится остаться дома, разговора по душам не избежать. И беседы с учителем – тоже.


Борьба со страхами


Pandaland Image


Книга:

«И Саша это всё услышал. Это так кричали на его бабушку, на самого хорошего, доброго человека! И кричал не кто-нибудь, а его друг - шофёр, дружбой с которым он так гордился!

Саша покраснел, потом побелел и вдруг бросился со всех ног за машиной. Он подскочил к шофёру и крикнул ему в лицо:

- Если вы ещё раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас... я вас... я вас ударю! - Он кричал высоким тонким голоском.

Вот сейчас что-то должно было случиться. К нему подбежала Маринка и стала рядом.

- Ух ты, - сказал шофёр, - какой рыцарь, прямо благородный рыцарь! Он оглушительно рассмеялся.

Больше он ничего не мог сказать. Просто не знал, что ему говорить. Может быть, ему стало стыдно. До сих пор он часто так гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их. Он кричал на них и уезжал дальше своей дорогой.

А тут впервые ему сказали такие слова. И кто сказал? Маленький мальчик, которого он мог одним щелчком опрокинуть на землю, о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы. Он даже не знал его имени.

Саша стоял перед ним, как дикий зверёк, решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые. Пусть все-все люди смотрят на него, а он ничего не боится. Пусть на него смотрят случайные прохожие. И только где-то в глубине его глаз шофёр увидел и боль, и обиду. Тогда он сказал:

- Ну, прости, малый, виноват, кругом сто раз виноват, и вы, бабушка, великодушно простите».

И еще: 

«- А, пришла наконец наша девица-красавица златокудрая! - сказал Гошка.

Трое или четверо мальчишек захихикали. А остальные промолчали, они видели, как Саша побледнел. Ещё секунда, ещё полсекунды, и он опять смолчит и оставит Гошкины слова без ответа, и всё пойдёт по-старому. И тогда он, затравленный, как Пушкин был затравлен французским офицером Дантесом, решил восстать.

Саша подошёл к Гошке. Тот встал ему навстречу, а Саша сильно толкнул его в грудь, и Гошка от неожиданности снова сел.

- Я ни за что не остригу волосы, - сказал Саша. - Потому что так нравится моей маме.

И столько в нём было решимости и отваги, столько стойкости, ровно столько, сколько было во всех тех взрослых людях, которые совершали подвиги на войне или на работе».


Жизнь:

Книга учит очень важным вещам – не всегда авторитетные для нас люди совершают правильные поступки, и не всегда злодеи такие уж и злобные, но всегда надо делать все, зависящее от тебя и быть храбрым, когда тебе страшно – это самое смелое, что только можно сделать. А стать таким на ровном месте – невозможно, любой рост идет через кризис. Это случилось с героем книги и происходит каждый день с нашими детьми. Некоторые их поступки так и окажутся нами не узнанными, а некоторые этапы роста произойдут на наших глазах. И чем доверительнее отношения мы выстроим, тем за большее сможем похвалить ребенка. Ему это важно, даже не сомневайтесь.



Menu
×