У меня — высшее медицинское образование. Я — акушер-гинеколог по первой специальности. Но еще со студенчества подрабатывала журналисткой.
Когда я была беременна первым сыном, писала статьи для «мамского» портала и по долгу службы познакомилась с тусовкой «естественных» мам. Мы подружились, меня вдохновили идеи грудного вскармливания, совместного сна, ношения ребенка в слинге и тому подобного. Всем этим я занималась с удовольствием, с мамочками подружилась и до сих пор общаюсь.
Но тогда же встал вопрос с прививками: делать или не делать? До этого я как врач даже не задумывалась – конечно, делать! И даже могла рассказать, почему, для чего, и чем грозит отказ.
Первые сомнения: делать прививки или нет?
Об этом легко говорить, когда нет своих детей. А когда появляется этот нежный малыш, сладкий комочек, который хочется непрерывно нюхать, целовать, баюкать на руках и оберегать от всего мира, вопрос сразу перестает быть простым.
Тема прививок тяжела для всех мам на постсоветском пространстве. Потому что у нас государства и медицинские организации не берут на себя ответственность за такие проблемы как осложнения – после прививок, после родов – не важно. Не достучаться, не доказать, не выбить – максимум, что будет – пострадают врач или медсестра, которые как раз чаще всего ни в чем не виноваты.
Во всем мире есть статистика осложнений по каждой манипуляции – операции, роды, прививки... И это - правда жизни: осложнения могут быть, есть допустимый процент, в который попадают случаи, когда так сложились обстоятельства. Если случаев больше положенных статистикой, начинают выявлять причину и убирать все возможные факторы – так работает медицина во всем мире. А еще в Германии, например, причиной ДЦП считается родовая травма, а не вся эта фигня про инфекции мамы и плохую экологию. Поэтому диагноз ставится до двух месяцев и сразу начинается реабилитация за счет государства. Потому что государство признает риски, берет на себя ответственность. И не сваливает все на то, что мама-же курила когда-то или переболела герпесом.
Время отказов от вакцинации детей
Помню, как читала страшные истории на форумах и статьи на сайтах про осложнения, про аутизм и ДЦП после АКДС, про задержку развития, про ампутированные после БЦЖ руки и туберкулез костей, про то, как ребенок был нормальным до прививки, а теперь – инвалид. И волосы на голове шевелились, и крыша тихонько съезжала. Было безумно страшно – такая ответственность! Ведь мой малыш, его жизнь и здоровье зависят только от меня!
И стала читать еще больше всех этих околонаучных сайтов – и мой медицинский мозг начал находить нестыковки в обосновании прививок, в теории иммунитета и подтасовывать факты в пользу уже принятого под страхом решения – избегать опасности, зарыть голову в песок, спрятаться и пересидеть. Сделать вид, что столбняка и дифтерии уже нет, что от туберкулеза нас защитит супер-пупер-мега иммунитет грудного молока, что мои дети не будут ни с кем общаться и не подхватят никакой коклюш и гепатит.
На последнем месяце беременности я даже сходила на неформальную лекцию для мам от заведующего реанимацией инфекционной больницы, где он рассказывал о страшных осложнениях и о том, что сами-то заболевания он почти и не видит, а значит, они не опасны и их нет. За точность передачи информации не берусь – рассказываю только то, что воспринял и запомнил мой беременный мозг. И я радостно агитировала подруг не делать прививки – ведь вон какой авторитет мне сказал, что не прививает своих детей!
А в роддоме педиатр тоже была авторитетом – и я поддалась ее уговорам, да и остатки медицинских знаний в больничной обстановке всколыхнулись, видимо. Сделала БЦЖ и гепатит В. Долго грызла себя за это, винила, искала признаки осложнений – слава богу, обошлось. Как и обходится в подавляющем большинстве случаев – слухи об осложнениях сильно завышены.
После этого был период отказов – мы с мужем раз за разом подписывали бумаги, участковый педиатр смирилась. А потом мы собрались путешествовать в страны Азии, и мне опять стало страшно – ведь полиомиелит там не победили, а значит, есть риск его подцепить. Хотела поставить прививку только от него, но соло-вакцины не было, поставила «Гексу» – шесть инфекций разом. И опять ждала и замирала – и опять не соврали врачи, все прошло хорошо. Но страх был.
Так и жили – мозг метался, то уходили в отказ и не делали ничего, то что-то делали, не по графику. А потом родился второй сын и стало невыносимо страшно – ведь уже в два раза опасней жить, ведь у нас уже внутри семьи может появиться своя статистика инфекционных болезней! И опять сделали БЦЖ и гепатит, а потом был мед.отвод от невролога – АКДС отложилась надолго. И я опять немного вынырнула из сумрака страшных слухов, что все только и хотят испортить иммунитет моим детям, кругом зло и заговор. Потому что врачи в поликлинике были очень внимательны, не давили, наоборот – откладывали прививку.
Прививкам - да
А потом меня шокировала подруга – врач, которая не только все прививки делала своей родившейся на два месяца раньше срока крошке, но еще и настаивала на этом в поликлинике, опираясь на опыт французских коллег. Оказывается, во Франции недоношенным и маловесным детям делают вакцинацию по другому графику – не откладывая, а наоборот, ускоряя – потому что они уязвимы для инфекций. И я опять запаниковала. А она еще и напомнила мне про столбняк – за всеми этими ужасами прививочных осложнений я и забыла, что это за смертельная штука. И стало страшно за детей в путешествиях – ведь они могут пораниться, а где мы там будем искать противостолбнячный анатоксин? Да и делать его – гораздо больший риск, чем прививку!
Потому что анатоксин – это уже массированная атака, средство экстренной помощи - там намного больше всего, что может вызвать аллергию, иммунную реакцию и т.д. Поэтому детям до 5 лет его вообще не берутся ставить – здесь любой врач скажет, что риск очень велик и все будут бояться брать на себя эту ответственность.
И я опять засела за статьи – но теперь уже точно медицинские, с источниками и исследованиями не на белых мышах. Сходила на приватную беседу с главным аллергологом-иммунологом города, побеседовала о неофициальной статистике. Да, аллергий все больше – так он и сказал, но это – наша плата за борьбу против естественного отбора, за иммунизацию тех детей, которые просто не выживали бы.
Поспрашивала однокурсников, которые работают в больницах, послушала их мнение. И опять приняла решение, посмотрела правде в глаза и вытащила наконец голову из песка.
Да, мне страшно. И я знаю, что осложнения могут быть – никто не застрахован. Но я хочу знать, что сделала все, чтобы уберечь детей от страшных инфекций – ведь не делают же прививки от всякой ерунды, там все, как на подбор – жуть и смерть.
Я пошла с детьми в поликлинику и ставлю детям прививки по индивидуальному графику. Сейчас я благодарна своим мозгам за редкие включения – дети не оказались совсем с нулем иммунизации, но многое упущено. Мне повезло, что до этого возраста они ничего не подцепили из прививочного списка, и теперь отношусь к этому ответственно.
А еще я хочу сама повторно иммунизироваться от столбняка – это очень актуально при моем активном образе жизни.
автор: Марина Петренко
фото: depositphotos.com