Школа нашей мечты


Школа нашей мечты


Если бы вы спросили моих родителей 30 лет назад: какую школу вы выберите для своих детей, то их ответ был бы очевиден: “Средняя школа N”. Если сегодня вы меня спросите: какую школу вы выберите своему ребенку, то Мы выберем альтернативную школу. Не потому что традиционная школа лучше или хуже - это каждый сам решает, просто у нас сегодня есть выбор, и это прекрасно! Лично я считаю, что альтернативный подход дает больше возможностей ребенку для всестороннего развития. Неважно, выбрали ли вы школу Штайнера (Вальдорфа), Монтессори, Френе, школу Occitane, школу академика Щетинина или вообще домашнее обучение, здесь во главу ставится ученик и его интересы в первую очередь.

 

Как я уже писала в предыдущем посте, мой старший ребенок 6,5 лет обучается в школе по системе Монтессори, во Франции. Для нашей страны эта система все еще остается новой и неизвестной, а порой даже пугающей. Я знаю, что у нас существуют несколько дошкольных учреждений, но почти ничего не известно о школьном начальном образовании. В то же время, в мире уже существует более 20 тысяч школ, расположенных в более чем 100 странах. К примеру, в США и в Голландии, Монтессори школы составляют около 20-40% всех школ. И школы, аккредитованные AMI (Association Montessori International) дают прекрасное образование, так как предлагают целостный подход к образованию и развитию ребенка. Помимо академических знаний ребенок получает социальные навыки (работа в команде, конструктивное общение и уважение людей), способность планировать и самоконтроль (самодисциплина), независимость и любовь к порядку, ответственность и многое другое.

 

Надо сказать, что свою очередь в данную школу мы ждали полгода. Обычно «лист ожидания» от 6 месяцев до 2 лет. И нам очень повезло, что в классе 6-9 освободилось одно место, и нас пригласили на собеседование. Пришли на него мы всей семьей, встретили нас директор (он же учитель класса 3-6) и учитель начального класса. К тому моменту у нас уже был опыт собеседования с директорами других школ и как-то, что-то, да «не по нашу душу». А тут как-то сразу почувствовалось знание дела, и учитель с таким подкупающим энтузиазмом, и в то же время спокойно и обоснованно рассказывал про систему и функционирование школы, что нам стало понятно: Это Наше. Приняли общее семейное решение и остались там, и ни на минуту по сей день не пожалели об этом решении. Конечно, ничего идеального нет в этом мире, и случаются иногда какие то «проблемки» по учебе, но ценно то, что всегда можно адекватно пообщаться как с учителем, так и с ребенком и прийти к консенсусу. Лично на мое мнение по поводу выбора школы повлиял еще и тот факт, что у самого директора 4 детей и 3-е из них учатся в этой школе и за 6 лет школа выросла в 10 раз от одного класса в 10 детей до 4 классов, где сейчас учатся 120 детей. Сами делайте выводы, о чем говорят эти цифры.


По началу, надо признать, я все же не до конца верила, что все перечисленное выше, возможно в рамках начальной школы. Как это, так и свобода, и в тоже время дисциплина; и учеба, и в тоже время практическая жизнь; эксперименты и живые животные, а не муляжи. И все как жизни, все можно потрогать и никто по рукам бить не будет и необязательно каллиграфическим почерком писать и страшную двойку никто не поставит! Как это так, как это вообще возможно? Ведь у меня был иной опыт, где мягко говоря, мало что учитывалось и мнение ученика в последнюю очередь. Таким образом, после 3-х месяцев учебы дочери, я все же напросилась в качестве «наблюдателя» на весь день в школу. Да, да - там это возможно и более того даже приветствуется. При этом тебе дают четкие правила пребывания в классе: ты не должен мешать учебному процессу, громко говорить, вступать в разговор с детьми - можно просто наблюдать и ненавязчиво передвигаться по классу при необходимости.

Итак Пятница, 6 декабря 2014, я в качестве наблюдателя в классе 6-9.

9:00-12:00. Дети уже в классе, утро начинается с того, что каждый ученик записывает число и дату в свой дневник (журнал) и в течение дня САМ ведет запись о времени работы над каждым заданием.

 

1. Приблизительно так выглядит запись моего ребенка за весь день

 


В классе 22 ученика, один учитель и его помощник. Все дети занимаются по группам или по парам в зависимости от выбранного ими проекта. И по окончании проекта каждая группа презентуют свой проект классу и все заканчивается «горячим» обсуждением.

 

2. Зона точных наук

 

 

Старшие дети (8-9 лет) могут заниматься индивидуально, они же помогают младшим в случае необходимости. Например, в день моего пребывания там, девочка лет 8 принесла геккона в банке и долго изучала его. При этом она вооружилась справочниками и книгами и долго читала про строение тела этой рептилии и наблюдала за его дыханием. Затем пошла во двор школы и принесла, каких-то мошек в качестве еды. К ней время от времени подходили другие дети и задавали много вопросов о гекконе, и она терпеливо отвечала, а если не знала ответа, то на подмогу приходил учитель.

 

3. Геккон )

 

 

Меня больше всего удивил тот факт, что каждый ученик двигался в своем естественном ритме, при этом каждый был занят своим делом: три девочки решали задачи по математике, моя дочь с подругой занимались правописанием, трое мальчиков мастерили скамейки из дерева (7 и 8 лет), кто-то слушал музыку в наушниках. В течение всего утра, дети время от времени брали с полок библиотеки книги, а затем, позанимавшись, сами ставили их на место. Поразительное сочетание свободы и порядка! То есть свобода здесь – не вседозволенность: что хочешь то и делай, а самодисциплина; гениально, не правда ли?

 

4. Мастерская

 

 

Весь класс поделен на пять зон:

 

- зона практической жизни (самая настоящая кухня с печкой и посудомойкой и мастерская);
- языковая зона;
- математическая зона;
- космическая зона (где изучают основы географии, истории, биологии, физики, химии);
- и библиотека (книги, там же стоят музыкальные инструменты).

 

5. Работа над проектом по познанию мира

 

 

12:00-14:00 Обед (дети сами накрывают и затем убирают за собой) и свободное время (игры, кружки по интересам).



14:00 -14:30 Учитель читал очередную историю, в этот день была история про греческую Элладу. Затем было обсуждение и очень много вопросов.



15:00-16:00 Занятия по проектам, так же, как и утром.



16:00-16:45 Время практической жизни. Здесь ребенок учится обслуживать других и в первую очередь себя. Каждый день дети сами выбирают, что они хотят делать сегодня. К примеру: кто-то моет посуду, кто-то подметает пол, кто-то чистит клетку песчанки, кто-то кормит черепах и т.д. Мой ребенок, например, любит больше всего убирать кухню, как в школе, так и дома. Дома ее не надо просить убрать свою комнату, так как делает она это периодически и с большим энтузиазмом.


Примерно, так это выглядит обязанности каждого ребенка:

6. Распределение работы

 

 

17:00 – 17:30 приходят родители и забирают детей.



В конце каждой недели учитель садится с каждым учеником в отдельности, и они вместе проверяют его журнал (дневник) с проделанной работой и обсуждают, что было сделано за неделю, и где надо приложить больше усилий.

Учитель

Роль учителя здесь велика, хотя может создаться неверное представление, что он ничего особенного не делает. Адриан, учитель в данном классе, может быть классическим примером Монтессори учителя. Он умен, наблюдателен, спокоен, и при этом ненавязчиво настойчив. Он неплохо знает психологическую картину каждого ученика и может найти подход к каждому из них. При этом он прекрасно поет и играет на фортепиано. Во время всей утренней работы он передвигался от одной группы учеников к другой, что-то обсуждал по теме и когда надо помогал. Я так понимаю, что учитель здесь скорее помощник, советчик, наставник, но никак непререкаемый авторитет.

7. Учитель

 

 

Родитель

Родители играют огромную роль в данном сообществе. Отдав ребенка в школу Монтессори, родитель должен и дома придерживается некоторых правил. Более того, родители активно участвуют в жизни школы, например: выпускают ежемесячный информационный бюллетень, проводят пикники и детские праздники, сажают деревья, облагораживают территорию школы и раз в месяц проводят субботники. Школа периодически организует семинары и конференции для родителей, куда может прийти любой человек извне, если ему интересна обсуждаемая тема.



Таким образом, все, во что я верю, и что мне близко по духу я нашла здесь. Я бы сравнила данную школу скорее с продолжением дома, где живет ребенок, где все уютно и понятно. Для меня данное обучение представляется чем-то вроде альтернативы между традиционной школой и домашним обучением.

 

Но самое главное то, что каждое утро мой ребенок с радостью бежит в школу и вечером с огромным энтузиазмом рассказывает: какие эксперименты они проводили, какую интересную историю сегодня рассказывал учитель, про создание мира и первых людей, почему вымерли динозавры, зачем надо учиться писать и читать. В школе нет звонков и оценок, и домашних заданий, а каждый ребенок в центре незримого внимания учителя. Дети не соперничают друг с другом из-за оценок, а реально взаимодействуют и помогают друг другу в учебе. При этом они учатся легко и с интересом, потому что не боятся получить плохих оценок. Твоего ребенка никогда не будут ругать или унижать, а будут говорить про сильные стороны и где надо подтянуть «хвосты». И мне как постороннему наблюдателю бросилось в глаза, что все дети приветливы и независимы.

 

Хочу закончить этот разговор о школе моей мечты, словами, обожаемого мною, Сенеки: «Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». Хочу, чтобы мои дети и вообще все дети нашей страны учились для жизни, а не наоборот. Хочу, чтобы все дети имели доступ к хорошему образованию, и КАЖДЫЙ РЕБЕНОК раскрыл свой потенциал и стал счастливым взрослым!

 


*Язык и стиль автора сохранены

 

 

 




Bukvus

Поделиться:


Популярные блоги




Алтынай М
Алтынай М

Всего постов — 5



1 071
+0