Дети и деньги


Дети и деньги


Этим утром я зачитывалась монологом о деньгах Франциско Д’Анкония - героя знаменитого романа американской писательницы Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Я зачитывалась и думала, что если завтра мои дети придут ко мне с вопросом «Что такое деньги?», я просто дам прочесть им эту книгу. Этот отрывок. Это настолько гениально и просто, и это ровно так, как я хотела бы рассказать детям о роли денег в нашем мире. Вот пара отрывков.

 

«Но сами по себе деньги – лишь средство. Они приведут вас к любой цели, но не заменят вас у штурвала. Деньги удовлетворят ваши стремления и желания, но не заменят вам цель и мечту. Деньги – бич для тех, кто пытается перевернуть с ног на голову закон причин и следствий, для тех, кто жаждет подменить разум кражей достижений разума.

 

Деньги не купят счастья тому, кто сам не знает, чего хочет. Деньги не построят систему ценностей тому, кто боится знания цены; они не укажут цель тому, кто выбирает свой путь с закрытыми глазами. Деньги не купят ум дураку, почет – подлецу, уважение – профану».

 

«Деньги всегда останутся лишь следствием, они никогда не заменят вас как причину. Деньги – продукт нравственности, но они не сделают вас нравственными, не исправят ваши пороки, не искупят ваши грехи. Деньги не дадут вам того, чего вы не заслуживаете, – ни в материальном мире, ни в духовном».

 

Там еще много всего захватывающего, и то, над чем стоит задуматься. И то, о чем я хотела бы говорить со своими сыновьями, когда они станут взрослыми.

 

Если когда-нибудь мои дети придут ко мне с вопросом «Деньги, а что такое деньги?», я просто включу им Земфиру, и она расскажет им, «что с ними тупо веселей». Не больше. Не смысл, не суть, не цель. Но с ними круто. С ними потрясающе круто. Ничто на свете не делает человека более свободным, чем деньги. И ничто не делает его более рабом, чем деньги. Деньги — это прекрасно. Они пахнут морем, солнцем, красивыми туфлями, музыкой в голове. В конце концов, со временем, это то немногое, отчего возбуждаются бабочки внизу живота. И это все, зачем мы встаем по утрам, и идем. Но не суть.

 

Моим мальчишкам еще немного лет, и пока им никто всерьез ни в чем не отказывал. Другое дело, что они не пробовали всерьез настаивать. Другое дело, что они не пробовали всерьез хотеть. Потому что в общем-то, это дети, которые не успевают чего-то по настоящему захотеть. Это дети, которых за то, что они сходят сегодня в детский садик, после обязательно свозят за очередным трансформером. Собственно, иногда только стопицотый трансформер случается причиной послушания. Ну не любят они ходить в детский сад. Подозреваю, что пацаны у меня чуть-чуть интроверты. Однако этим маленьким щекастым интровертам уже известна сладость денег. И то, что деньги решают. На них можно купить чупа-чупс, тачку Маккуин, и прокатиться с ветерком на паровозе в парке развлечений. И еще, «папа, когда ты заработаешь много-много денег, купишь мне большооой гелендваген, как у того агашки?». И папа такой: «О чем речь, сынок».

 

По мере взросления Бигамотов, у мамы Бигамотихи растет потребность в поглощении всякой заумной литературы на тему воспитания, в том числе и финансового. Как вырастить из них правильных чуваков, с правильными взглядами и мироощущением? Как слепить из них полноценных личностей, и ни в коем случае не паразитов, когда соблазн велик? Ведь согласитесь, грань тут тонкая, тоньше паутинной нити. В общем, книжки книжками, я ту на днях встретилась с детским психологом Назгуль Молдашевой, и побеседовала на тему «бэбиков и баксиков». Так вот, по словам специалиста, приучать детей к деньгам лучше всего с 4-5 лет. Это самый удачный возраст, для того, чтобы объяснить детям пару простых вещей: Деньги даются нам не просто так. Мы зарабатываем деньги трудом. Лучше всего рассказывать о деньгах легко и непринужденно. Да, деньги — это нечто само собой разумеющееся. Деньги — это естественно. Это часть окружающего мира, но не больше. Примерно в этом же возрасте можно рассказать ребенку о том, что такое семейный бюджет и как он распределяется. Тогда у вашего чада появится представление о том, как деньги приходят в дом, и какие важные затраты есть у мамы с папой помимо его гоночных машин и роботов. Очень важно открыть ребенку некоторые вещи вовремя.

 

Назгуль Молдашева, детский психолог: «Знакомить ребенка с деньгами нужно постепенно. Сначала доверьте ему самостоятельно сходить в магазин за хлебом. Дети должны понимать, что никто не даст им ничего просто так. Чтобы что-то получить, нужно заплатить».

 

Очень часто слышу от знакомых, воспитывающих детей школьного возраста, что, мол мы платим своему ребенку-третьекласснику за то, что он пропылесосит квартиру, или протрет пыль. И очень этим гордятся. Психологи считают такой подход неправильным. Это может сформировать потребительское отношение к родителям. Помощь родителям в домашней работе — обязанность по умолчанию. Как в общем-то и учеба. Ребенок должен помнить, что учится он только для себя.

 

В школьном возрасте, говорит психолог, можно смело начинать давать ребенку деньги на карманные расходы. И разъяснить ему, что это — новая степень доверия, что деньги — это ответственность, и что ими нужно распоряжаться с умом. Сумма карманных денег должна расти с увеличением потребностей, а вот давать деньги лучше всего на неделю вперед. Чтобы ребенок распределил все по дням, и научился рассчитывать. Однако в первое время ошибки неизбежны. Ну может быть, ему захочется истратить все карманные на какую-нибудь безделушку. Ведь это всего лишь ребенок. В этом случае, Назгуль Молдашева советует, отнестись к поступку снисходительно. Ведь ваше чадо еще только учится обращаться с деньгами.

 

Как-то я расспрашивала восьмилетнюю дочь одних наших дальних родственников об успехах в школе и одноклассниках. Расписывая свои будни и друзей, школьница рассказала, что у них в классе есть две девочки, с которыми никто не дружит, «потому что они бедные». Сказать, о том, что мне стало не по себе, не сказать ничего. Откуда это у них? Ведь это всего лишь дети! А это у них из дома. Дети говорят то, что слышат от взрослых. Поэтому будьте осторожны, когда даете при детях оценку или вешаете ярлык «Тот бедный, а этот богатый».

 

Рассказывать Бигамотикам о том, как мы распределяем бюджет еще рано, посылать за хлебом — тоже. Ведь им всего по 3 и 2 года. Однако это лучшее время для того, чтобы воспитывать в них щедрость. А это же еще как важно. И уж точно никогда не рано и не поздно рассказать ребенку о том, что духовное, порядочность и честность — важнее всех денег на свете.

 

 

*Язык и стиль автора сохранены

 




Bukvus

Поделиться:


Популярные блоги




Асель Кенжалина
Асель Кенжалина

Всего постов — 27

Карим

5 лет 9 месяцев

Нурым

4 года 5 месяцев




1 068
+0